Политология » Межэтнические конфликты между курдским населением Ирака и иракскими тюрками

Межэтнические конфликты между курдским населением Ирака и иракскими тюрками
Страница 3

В 1963 г. к власти в Ираке пришло правое крыло Партии арабского социалистического возрождения (Баас). Прогрессивные силы страны были беспощадно подавлены. Вскоре в результате восстания правые из Баас были свергнуты. Последующие четыре года прошли относительно спокойно. Правительство Ирака приняло новую политико-экономическую платформу и проводило политику общественно-экономических реформ. Однако 17 июля 1968 г. активисты из партии Баас совместно с группой офицеров-членов подпольной организации «Движение арабских революционеров» совершили государственный переворот, а 30 июля 1968 г. вся власть в стране перешла к руководству партии Баас и правительству во главе с генералом Ахмадом Хасаном аль-Бакром. Его первым заместителем стал Саддам Хусейн, который через несколько лет отстранил своего дальнего родственника от власти.

В сентябре 1970 г. Совет революционного командования Ирака (высший орган в стране) принял специальный закон относительно общины иракских тюрок. На первый взгляд, этот документ предлагал программу мероприятий по улучшению социально-экономического состояния района расселения туркманов, а также меры по сохранению и развитию их культуры. В частности, предполагалось открытие 200 школ. На деле же было создано 120, но и они просуществовали недолго. В тот период Ирак переживал экономический и культурный подъем. Но для туркманов было издано только 150 книг.

В середине 70-х годов в стране была осуществлена административная реформа, в результате которой территории, населенные исключительно туркманами, были объединены с курдскими и арабскими в единые округа. Одновременно таким же образом притеснялись и другие национальности. Например, в Киркук было переселено много арабов с тем, чтобы в столице одной из богатых нефтью провинций арабы доминировали численно. Саддам Хусейн своеобразно проводил национальную политику. Например, араб, бравший в жены туркманку, мог рассчитывать на получение «приданного» от государства в размере 15 тысяч динаров. Естественно, что дети, родившиеся в таких семьях, регистрировались арабами. Были и другие методы: во время волнений в иракском Курдистане в конце 1987 года правительственные войска разрушили село Джеймен, в котором жили туркманы. Несколько человек были казнены, часть других пропали без вести.

Таким образом режим осуществлял политику арабизации населения страны. Впрочем, проводить аналогичную политику в отношении курдов не удавалось. В результате в последней конституции, принятой в 1990 году, сказано, что в Ираке проживают арабы и курды, никаких упоминаний о национальных меньшинствах уже нет.

В годы правления Саддама Хусейна реальная численность иракских туркманов в отличие от других этнических групп была засекречена и считалась государственной тайной. Попытаемся провести подсчет на основе данных переписей, проводившихся в Ираке в ХХ в. (их было пять).

Так, в 1947 г. население Киркука составляло 286 005 чел. (5,9% от всего населения); по переписи 1957 г. – 388 939 чел. (6% населения); по переписи 1965 г. – 473 626 чел. (5,8% населения); в переписи 1977 г. (за период 1975–1977 гг. площадь Киркука уменьшились с 19 543 кв. км до 9 426 кв. км) – 495 425 чел. (4,15% населения). В переписи населения 1987 г. было просто указано, что совокупная численность населения страны составляет 16 млн. человек.

В годы правления Саддама во всех статистических справочниках Ирака численность туркманов указывалась в пределах 2%, что, по мнению специалистов, не соответствовало действительности. Следует отметить, что уменьшение численности населения, принадлежавшего к этническим меньшинствам, было традиционной практикой иракского режима. Точно так же власти относились к религиозным конфессиям, в результате чего самая многочисленная конфессия – шииты – была признана второй после суннитов. Естественно, что подобная практика отражала потребности укрепления режима личной власти Саддама Хусейна.

По статистике 1981 г., население областей с компактным туркманским населением составляло 3 467 269 человек. Численность населения в крупнейших городах составила: Мосул – 1 227 25 чел., Салахаддин – 402 067 чел., Киркук – 567 957 чел., Диала – 637 778 чел., Эрбиль – 632 252 чел. А общая численность населения Ирака – 13 669 689 человек. Если взять за основу 2%, «отведенные» тюркскому (туркманскому) населению, то доля туркманов составляет 273 393 человек, или (по региону их проживания) – 7,88%. То есть в областях с компактным туркманским населением из каждых 100 человек 8 являются туркманами. Впрочем, некоторые специалисты утверждают, что в областях, где тюрки проживают компактно, логичнее предположить, что туркманы здесь являются доминирующим этносом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Основные идеи теорий социальной и политической стратификации К.Маркса, М.Вебера, П.Сорокина, П. Бурдье
Социальная стратификация - характеризует дифференциацию общества, которые складываются под воздействием, различных отношений и связей. Представляет собой процесс и результат деления людей на неравнозначные группы, которые образуют иерархи ...

Партиципаторная демократия
Под влиянием усилившейся критики репрезентативной демократии, ее действительной удаленности от идеала народовластия как свободного и равного активного участия граждан в политике в 60—70-х гг. XX в. получили широкое распространение и реаль ...

Репродукция и циркуляция элит
В научной литературе имеются две конкурентные теории, которые пытаются пояснить упомянутый механизм движения элит в транзитном обществе: репродукции и циркуляции элит. Воссоздание элиты в ее собственных границах, то есть в границах опреде ...