Политология » Межэтнические конфликты между курдским населением Ирака и иракскими тюрками

Межэтнические конфликты между курдским населением Ирака и иракскими тюрками
Страница 2

По мнению известного турецкого ученого М.Ф. Кепрюлю, большая часть современных иракских тюрок является потомками выходцев из азербайджанских земель, о чем свидетельствует анализ диалектов, фольклора, особенностей их литературы, обычаев и традиций. Следует напомнить о том, что семья великого азербайджанского поэта Мухаммеда Физули жила в Ираке, куда его родные – из племени Баят – переселились из Азербайджана из-за феодальных распрей. Сам Физули родился в городе Кербела, где прожил до конца жизни, сочиняя свои произведения. Купить осп плиту влагостойкую osb 3.

Туркманский язык можно считать диалектом азербайджанского языка. Основные диалекты, на которых говорят иракские тюрки, следующие: диалект населения Киркука и Дагуга; диалект населения Тоз Хурмату; Телефер; Куфри и Гаратепе; Ханикин и Гызыл Рыбат; Эрбиль и Алтун Керпю.

Языковым проблемам посвятил свое исследование турецкий ученый А. Бендероглу. Его труд «Ат-туркман фи-ль-Ирак ва-с-саура» (Туркманское население в иракской революции) был опубликован в Багдаде в 1973 г. Однако в период правления партии Баас молодежь не могла обучаться на родном языке. Если до 1937 г. лишь в нескольких школах осуществлялось преподавание азербайджанского языка, а в Киркуке его изучали как иностранный язык, отдавая ему несколько часов в неделю, то в 1937 г. азербайджанский язык был полностью изъят из школьной программы. Преподавателей азербайджанского языка нередко ссылали на юг страны и даже отдавали под суд за попытку нелегально учить детей языку.

После поражения Османской империи в мировой войне Ирак с 1918 г. находился под властью англичан, а в 1920 г. было образовано Иракское королевство. Практически сразу между новообразовавшейся Турецкой Республикой и Иракским королевством произошел конфликт по вопросу о принадлежности территории, где проживала основная часть иракских тюрок. Лига Наций, в которой тогда главную роль играла Великобритания, решила этот вопрос в пользу Ирака. Турки утверждали, что иракские тюрки являются потомками солдат Османской империи, которые завоевали Ирак в первой четверти XVI в. султаном Селимом Явузом после его победы над Сефевидами в Чалдыранской битве в 1514 г. Англичане же утверждали, что предки современного тюркоязычного населения Ирака пришли на эту территорию намного раньше XVI в. С 1920 г. до 1958 г. официальный Багдад откровенно игнорировал законные гражданские права тюркоязычного населения Ирака. Издание газет, журналов, книг на азербайджанском языке было запрещено. С огромными усилиями со стороны азербайджанской интеллигенции издавалась литературная газета «Киркук», которая была основана в 1926 г. известным иракским литератором Хиджри-деде. «Киркук» издавалась на азербайджанском и арабском языках. В 1959 г. газета была переименована в «Гавур багы», потом опять издавалась под прежним названием, а в 1973 г. была закрыта. Никаких сведений об издании книг на азербайджанском (туркманском) языке вплоть до 1958 г. не обнаружено. С 1954 г. по 1962 г. просуществовала газета «Афаг» («Уфуглар»), где публиковались материалы о литературе и культуре азербайджанцев.

Азербайджанцев вытесняли из государственных учреждений только из-за того, что они не были арабами. Те, кто пытался заявить о правах своего народа, жестко преследовались. Королевский режим Ирака проводил политику ассимиляции национальных меньшинств арабским большинством. Иракские тюрки не рассматривались как коренное население. Азербайджанские семьи насильственно переселяли в места проживания арабского большинства.

Как известно, политическое руководство страны в первую очередь занималось экономическим и технологическим развитием регионов с арабским населением. Наблюдались случаи разжигания межнациональной розни. Естественно, что подобная ситуация провоцировала национальную рознь в стране. Еще в 20-е годы сформировалось и пользовалось большой популярностью среди иракских азербайджанцев общеиракское движение «Аль-ахали» (народ). Это движение требовало от руководства страны «установить в Ираке парламентскую республику, предоставить народу конституционные свободы: независимо от того, к какому классу принадлежит каждый член общества и какую религию он исповедует».

В июле 1946 г. была совершена массовая расправа над азербайджанским населением в местности Гавур багы, вызвавшая резкий протест в разных частях Ирака. В 1958 г. после падения королевского режима в Ираке была провозглашена республика. Новая власть объявила о равенстве народов Ирака, о прекращении политики национализма. Этот период означал новый этап в жизни иракских азербайджанцев. Появляются печатные издания на родном языке: «Бешир» (1958 г.), «Ираг» (1966 г.), «Гардашлыг» (1961 г.), «Юрд» (1970 г.) и т.д.6

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Массовое движение и традиционная политика
Исключительная сложность разработки реальной альтернативы существующей действительности, убедительной для широких слоев населения, объективно ставят экологическое движение и представляющие его партии в нелегкое положение. Практика последн ...

Авторитарно-либеральный режим
Период 1985—1991 гг. ознаменовался реформаторскими преобразованиями под началом нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева. В условиях экономического кризиса он пытался осу­ществить реформу хозяйственного механизма и, не доведя е ...

Основные каналы и особенности политического влияния СМИ. Рациональное и эмоциональное воздействие СМИ
Хотя масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют собственные, часто расходящиеся с потребностями общества цели деятельности и используют для их до ...