Политология » Межэтнические конфликты между курдским населением Ирака и иракскими тюрками

Межэтнические конфликты между курдским населением Ирака и иракскими тюрками
Страница 2

По мнению известного турецкого ученого М.Ф. Кепрюлю, большая часть современных иракских тюрок является потомками выходцев из азербайджанских земель, о чем свидетельствует анализ диалектов, фольклора, особенностей их литературы, обычаев и традиций. Следует напомнить о том, что семья великого азербайджанского поэта Мухаммеда Физули жила в Ираке, куда его родные – из племени Баят – переселились из Азербайджана из-за феодальных распрей. Сам Физули родился в городе Кербела, где прожил до конца жизни, сочиняя свои произведения.

Туркманский язык можно считать диалектом азербайджанского языка. Основные диалекты, на которых говорят иракские тюрки, следующие: диалект населения Киркука и Дагуга; диалект населения Тоз Хурмату; Телефер; Куфри и Гаратепе; Ханикин и Гызыл Рыбат; Эрбиль и Алтун Керпю.

Языковым проблемам посвятил свое исследование турецкий ученый А. Бендероглу. Его труд «Ат-туркман фи-ль-Ирак ва-с-саура» (Туркманское население в иракской революции) был опубликован в Багдаде в 1973 г. Однако в период правления партии Баас молодежь не могла обучаться на родном языке. Если до 1937 г. лишь в нескольких школах осуществлялось преподавание азербайджанского языка, а в Киркуке его изучали как иностранный язык, отдавая ему несколько часов в неделю, то в 1937 г. азербайджанский язык был полностью изъят из школьной программы. Преподавателей азербайджанского языка нередко ссылали на юг страны и даже отдавали под суд за попытку нелегально учить детей языку.

После поражения Османской империи в мировой войне Ирак с 1918 г. находился под властью англичан, а в 1920 г. было образовано Иракское королевство. Практически сразу между новообразовавшейся Турецкой Республикой и Иракским королевством произошел конфликт по вопросу о принадлежности территории, где проживала основная часть иракских тюрок. Лига Наций, в которой тогда главную роль играла Великобритания, решила этот вопрос в пользу Ирака. Турки утверждали, что иракские тюрки являются потомками солдат Османской империи, которые завоевали Ирак в первой четверти XVI в. султаном Селимом Явузом после его победы над Сефевидами в Чалдыранской битве в 1514 г. Англичане же утверждали, что предки современного тюркоязычного населения Ирака пришли на эту территорию намного раньше XVI в. С 1920 г. до 1958 г. официальный Багдад откровенно игнорировал законные гражданские права тюркоязычного населения Ирака. Издание газет, журналов, книг на азербайджанском языке было запрещено. С огромными усилиями со стороны азербайджанской интеллигенции издавалась литературная газета «Киркук», которая была основана в 1926 г. известным иракским литератором Хиджри-деде. «Киркук» издавалась на азербайджанском и арабском языках. В 1959 г. газета была переименована в «Гавур багы», потом опять издавалась под прежним названием, а в 1973 г. была закрыта. Никаких сведений об издании книг на азербайджанском (туркманском) языке вплоть до 1958 г. не обнаружено. С 1954 г. по 1962 г. просуществовала газета «Афаг» («Уфуглар»), где публиковались материалы о литературе и культуре азербайджанцев.

Азербайджанцев вытесняли из государственных учреждений только из-за того, что они не были арабами. Те, кто пытался заявить о правах своего народа, жестко преследовались. Королевский режим Ирака проводил политику ассимиляции национальных меньшинств арабским большинством. Иракские тюрки не рассматривались как коренное население. Азербайджанские семьи насильственно переселяли в места проживания арабского большинства.

Как известно, политическое руководство страны в первую очередь занималось экономическим и технологическим развитием регионов с арабским населением. Наблюдались случаи разжигания межнациональной розни. Естественно, что подобная ситуация провоцировала национальную рознь в стране. Еще в 20-е годы сформировалось и пользовалось большой популярностью среди иракских азербайджанцев общеиракское движение «Аль-ахали» (народ). Это движение требовало от руководства страны «установить в Ираке парламентскую республику, предоставить народу конституционные свободы: независимо от того, к какому классу принадлежит каждый член общества и какую религию он исповедует».

В июле 1946 г. была совершена массовая расправа над азербайджанским населением в местности Гавур багы, вызвавшая резкий протест в разных частях Ирака. В 1958 г. после падения королевского режима в Ираке была провозглашена республика. Новая власть объявила о равенстве народов Ирака, о прекращении политики национализма. Этот период означал новый этап в жизни иракских азербайджанцев. Появляются печатные издания на родном языке: «Бешир» (1958 г.), «Ираг» (1966 г.), «Гардашлыг» (1961 г.), «Юрд» (1970 г.) и т.д.6

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Формы демократического государства. Политическая и социальная демократия
Не только суверенитет народа — основополагающий признак демократии, но и другие ее общие принципы, имеющие более конкретные показатели (индикаторы), позволяют выявлять и описывать ее особенности. Так, в зависимости от строения и порядка ф ...

Развитие политической мысли в России
1) Политическая мысль эпохи Киев Руси удельного периода (9-13 век). 2) Политические идеи в период становления XIV - XVI . 3) Политические теории становления абсолютизма. 4) XIX века. Политические концепции. Вопрос 1. Илларион. ...

Основные условия политического развития
Повышение адаптируемости политической системы к новым социальным требованиям на основе рационализации ее строения и организации предполагает нарастающую дифференциацию структур и функций органов управления. Чтобы иметь возможность учесть ...