Люди осознают политику в основном двумя способами: через обыденные взгляды, получаемые из повседневной жизни, и через научное знание - результат исследовательской деятельности. Обыденные знания, отражающие внешнюю, практическую сторону политических явлений, часто бывают далеки от истины. Надежным ориентиром человека в мире политики является политическая наука. Она развивалась как учение о государстве и политико-философская теория. Термин “политическая наука” получил признание в конце XIX в., а процесс выделения политологии в самостоятельную дисциплину завершился в начале XX в.
Тогда же во многих странах возникли специальные институты политобразования. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра истории и политической науки. В 1871 г. во Франции появилась свободная школа политической науки, в которой обучались и одаренные юноши из России. В 1903 г. начала работать Американская ассоциация политических наук. В это же время изучались идеи о власти, государственном управлении, парламентаризме и политических партиях в России.
Политология вобрала в себя многолетний опыт преподавания политической науки в разных странах мира, в том числе и в нашей стране. В советский период ее проблемы изучались в курсах философии, политэкономии, теории социализма, правоведения. С 1989 г. она стала учебной дисциплиной и преподается в высших учебных заведениях Беларуси. Наша республика, провозгласившая спой государственный суверенитет, принявшая свою Конституцию, не может обойтись без науки о политике. В 1993 г. была создана Белорусская ассоциация политических наук.
Определяя содержание и назначение политологии, выделим ее два качественных направления.
1. Политология как академическая наука, занимающаяся исследованием истории мировой политической мысли и политических систем, вклада ученых разных стран в ее развитие, изучением политической теории и практики, глобальных проблем современности. Она проводит фундаментальные и прикладные исследования, вырабатывает политические концепции и практические рекомендации. Каждая страна проявляет заботу о развитии и эффективности своей политической мысли.
2. Политология как учебная дисциплина в высшей школе, как одно из важных средств формирования политической культуры граждан, студентов. Она дает представление о политической сфере общества, о природе институтов власти и управления, о политико-правовом положении личности, о современных политических противоречиях и возможностях их разрешения. Она поможет студентам осознать свое место в жизни общества, успешнее включиться в самостоятельную профессиональную и политическую деятельность.
Предмет политологии, ее структура и методы. Ответ па вопрос: “Что является предметом изучения политологии?” - был найден не сразу. Научные споры продолжаются и поныне. Ясно одно: ответ может быть представлен как совокупность научных проблем, объединенных в единое целое. Содержание политики многогранно, оно выражается в ее целях, установках, ценностях, политической жизни людей. Поэтому предметом политологии является политическая действительность как политический процесс, политическая жизнь в целом. А это целое состоит из отдельных частей и элементов: власть, государство, партии и организации, политические системы, политическое лидерство, системы управления и т.д. Стало быть, предмет политологии - это целый комплекс современных знаний о политике и политической деятельности.
Другие статьи:
Реформирование административно-территориальной
организации местного самоуправления.
Нижний, третий, уровень власти в России занимает местное самоуправление. В начале XXI века в стране существовало три модели его территориальной организации. В 47 субъектах РФ местное самоуправление осуществлялось в пределах административ ...
Функции выборов
Поскольку существуют разные виды выборов и разные избирательные системы, делать какие-то обобщения о функциях или роли выборов весьма и весьма непросто. Для начала важно, может быть, отметить то, что демократизация 1980— 1990-х годов и кр ...
Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы.
Программа социологического исследования особенностей формирования имиджа
главы муниципального образования
Обоснование проблемы исследования.
Административная реформа и формирование полноценных органов местного самоуправления нуждаются в новом типе управленца-менеджера, способного принимать нестандартные решения, готового к инновациям, умеюще ...

