Политология » Политология - предмет, структура и функции

Политология - предмет, структура и функции
Страница 5

Среди частных методов политологии выделяются социологический, сравнительный, статистический, биографический анализ (выборки, анкетирование, опросы, изучение документов, речей), а также политическое прогнозирование и анализ конкретной политической ситуации. В зарубежной политологии применяется бихевиоральный анализ, основанный на изучении поведения человека, его психики, поступков в контексте конкретных политических ситуаций.

Пожалуй, чаще всего политология использует исторический метод - изучение политических явлений и политической мысли в развитии, в сравнении разных исторических эпох, деятелей. Эти и другие методы помогают не только понять политические процессы и действия, но и выбрать правильные научные решения по их реализации.

Синтез науки и практики - это, видно, самое ценное в политологии. Никакая наука не даст правильных рекомендаций, если она не проверяется практикой, не улавливает импульсов и противоречий жизни. Пренебрежение наукой вообще и общественными в частности привело к тяжелому состоянию, к кризису культуры и морали, к дегуманизации общества. Если мы говорим о гуманизации жизни, значит необходимо, чтобы мы достаточно производили одежды, обуви, продуктов питания и других товаров народного потребления. Если мы говорим о гуманизации жизни, значит следует думать о национальном и духовном возрождении всех народов, о возможности общения между людьми, о знании разных идей развития. Бесспорно, мы должны знать гуманистические традиции разных стран и вклад белорусского народа в мировую культуру.

Как и любая наука, политология развивалась и развивается только во взаимодействии с другими науками. Она - плод просвещенных умов разных эпох и народов, ученых разных направлений, от Древнего мира до наших дней. Вначале политическая мысль развивалась в русле философии, правоведения, истории, несколько позже - социологии.

Рассмотрим взаимосвязь политологии с другими родственными общественными науками.

Стартовой площадкой для политологии является философская мысль, служащая извечной цели познания и существования мира, его общественных законов и движущих сил. Философия концентрирует внимание на философских, методологических сторонах политики. Ее главная задача - разработка теории познания политики: соотношение между материальным и духовным, объективным и субъективным, словом, как переплетаются в политике основные философские понятия и категории. Взаимодействие политологии и философии следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, общественная роль философии (философии политики) в развитии политических знаний, а также в использовании философской методологии. Во-вторых, немаловажная роль философской (мировоззренческой) позиции субъекта в его политической деятельности. В мировой и отечественной истории можно назвать сотни примеров, когда деятельность того или иного лидера всецело зависела от его философских взглядов и культуры мышления, от его подходов к мировым проблемам.

Тесно переплетены друг с другом политология и политэкономия. В наше время люди, как никогда, ощущают, что политика сильно влияет (в том числе и негативно) на развитие экономики, на общественную организацию труда.

Политическая наука может многое взять у экономической науки, которая призвана вооружать людей знанием фундаментальных законов производства, распределения, обмена и потребления. Постигая суть этих законов, особенно с учетом радикальных перемен во взглядах на собственность, землю, кооперативную деятельность, политическая экономия сегодня способна послужить мощной опорой и союзником политологии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Основные рекомендации и предложения по формированию активного имиджа главы муниципального образования. Взаимодействие населения с местным органом власти как технология формирования имиджа
Активный имидж власти предполагает активное взаимодействие населения с властью. Власть должна быть максимально приближена к населению, чтобы эффективно решать вопросы местного значения. О низкой активности населения участия в управлении г ...

Перспективы развития маркетинга.
Масштабы маркетинга чрезвычайно широки. Он связан с ценообразованием, складированием, упаковкой, созданием торговой марки, сбытом, управлением торговым персоналом, кредитом, транспортировкой, социальной ответственностью (предприятий, фирм ...

Социологические опросы
Еще одним важным современным средством манипулирования общественным мнением являются социологические опросы. Они не могут проходить бесследно для опрашиваемых и в реальности особым образом воздействуют на людей. Общеизвестно, что мнение и ...