Политология » Политология - предмет, структура и функции

Политология - предмет, структура и функции
Страница 8

Значение политологии связано с регулированием, изменением, перестройкой практических политических отношений людей. На первый план выходят конкретная полезность познания, его практический результат, технологическая применимость, иначе говоря, прагматическое значение. Сюда относится знание принципов, путей и механизмов целесообразного изменения политики, с одной стороны, и технологии практического использования политической теории - с другой.

Политология рассматривает отношения человека к политическим интересам и целям общества, к государственной власти, которые выражаются в политических нормах, решениях и рекомендациях. Поскольку данная наука исследует политические ценности, в структуру своего познания она включает оценку не только разных идей и практических результатов, по и политической жизни людей, их включенности (или невключенности) в политический процесс, оценку политических деятелей. В нашей науке нельзя обходиться без осмысления того, что представляли собой вклады Н. Макиавелли, Т. Мора, А.И. Герцена, М.М. Сперанского, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, И.В. Сталина, У. Черчиля, Ф. Рузвельта, П.М. Машерова и др.

Нельзя представить себе подготовку специалистов любого профиля, не владеющего основами политической науки, па которые опирается поиск наиболее оптимальных форм управления общественными процессами, международными делами, формированием политической культуры.

Разумеется, ни одна наука не может дать готового ответа на все возникающие теоретические и практические вопросы. Она требует постоянного поиска, открытий, исследований и способна предсказать и определить устойчивые тенденции, вызывающие более или менее заранее известный результат. Сказанное относится и к политологии.

В конце XX в. возникла проблема соотношения общечеловеческого и национального, которая породила немало конфликтов и требует всестороннего межгосударственного осмысления. Особенно интенсивно обсуждаются такие проблемы, как соотношение вечного и нового, веры и пауки, природы и общества, либеральных и социалистических ценностей и т.п. Чтобы не сбиться с магистрального пути, не потерять перспективу, мы должны строить общество, максимально открытое для завоевания мировой цивилизации, полнее использовать все цепное, что выработало человечество, не только в передовой технологии, по и в области общественной жизни, культуры, нравственности.

Рассматривая политику как исторический процесс, немыслимый без знаний и творчества, нам хотелось бы, чтобы человек с юных лет учился понимать и анализировать разные формы общественной жизни, оказывался бы способным воздействовать и на себя, и на собственную историю, учился бы быть политологом-человеком, думающим о судьбах Отечества и всего мира. Здесь полезно сослаться на опыт могилевчанина Николая Константиновича Судзиловского (1850 - 1930). Рыцарь свободы, деятель международного революционного движения, ученый-энциклопедист, 55 лет прожил в эмиграции. Он побывал в Польше, Румынии, Болгарии, Франции, Англии, Японии, Китае, был избран президентом сената Гавайских островов в США (1901). Судзиловский - один из немногих революционеров-белорусов, кто встречался и беседовал с К.Марксом, Ф.Энгельсом, Сун Ят-Сеном, Христо Ботевым и др. Он многое повидал, изучил, поэтому его политические мысли, несомненно, интересны и поучительны. Его, пожалуй, можно назвать одним из первых наших земляков-политологов. Н.К. Судзиловский - автор социологической статьи “Народ и студенчество”, изданной в 1875 г. в Лондоне, и книги “На политические темы”, выпущенной в 1907 г. в Нагасаки. В своей книге он, в частности, писал: “Истинно образованные люди с действительно широким горизонтом сознают ничтожество своих познаний. Сократы древние и нынешние откровенно признаются, что “знают лишь то, что ничего не знают”. Благодаря этому, действительно ученые и образованные люди не берутся управлять другими, находят это слишком сложною, невозможною задачей. Они думают, что всякий должен управлять самим собой, относя эту аксиому как к отдельным людям, так и к целым народам. В этом есть альфа и омега демократии”.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Правовое государство
Государство в ходе своего исторического развития наглядно демонстрирует непрерывную модификацию его структуры, функций и других важнейших черт в зависимости от изменения общественных отношений, постепенной рационализации способов властвов ...

Политическое развитие и модернизация. Политическое развитие. Понятие политического развития
Эволюция политических систем и ре- жимов правления в каждый отдельный момент отличается тем или иным состоянием структур управления, степенью включенности граждан в отношения с государством и другими показателями, выражающими качественные ...

Понятие политики в истории политической мысли
«Политика» — ОДНО ИЗ наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя г ...