1) Власть как категория (трактовки власти).

2) Механизм осуществления политической власти.

3) Легитимность политической власти.

Вопрос 1.

Власть считается одним из центральных понятий в современной политической науки. Сам феномен власти встречается во всех областях жизни: в экономической сфере, культуры, политики, семейной жизни, животном мире встречается феномен власти.

Существуют различные трактовки понятия власть и это многообразие трактовок можно разделить на 2 основных подхода:

1) поведенческий (согласно которому, власть это особая сущность, сила или энергия обладание, которой дает право человеку повелевать другими людьми).

В рамках поведенческого подхода можно выделить несколько трактовок власти:

-теологическая (власть это Божественная сила)

-биологическая (власть есть механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах).

-бихевиористская (доминирующий мотив поведения людей это стремление подчинить своей воле других) , поэтому политический процесс это столкновение вот таких различных воль к власти или стремлений к власти в которых побеждает самый сильный.

-психоаналитическая (стремление к власти это проявление или сублимация подавленного либидо(бессознательного) ). Стремление к власти это способ компенсировать свои недостатки, реальные или мнимые). Причём психоаналитики исследуют власть как двойное взаимоотношение со стороны одних, это реализация и стремление подчинять, а со стороны других реализация стремления подчиняться. То есть готовность к подчинению это вторая сторона власти. Без неё власть невозможна. И вот больше всего их интересует изучение мотивов подчинения.

Называют они несколько мотивов подчинения:

-страх наказания.

-привычка.

-интерес(в том числе и материальный. Получить за своё подчинение какую-либо выгоду)

-убеждение(готовность подчинятся власти, основанная на определенных идеях, например патриотических, религиозных, нравственных и добиться подчинения при таком основании, когда убеждение главный мотив, очень просто. Такой вариант для властвующих самый благоприятный).

-мифологическая концепция власти (Автор Л. Дюги).

Л. Дюги.

Французский правовед. Он объясняет природу власти так; обладание властью это результат превосходства одних людей над другими. Либо интеллектуального превосходства, либо физического, экономического или даже морального превосходства. То есть сама власть возникает по причине превосходства одних людей над другими. Ну а сильные для придания законности своим притязаниям на власть используют два мифа, то есть они пытаются обосновать свои претензии на власть 2 мифами: либо мифом о Божественной сущности всякой власти, либо мифом об общей воле, которую выражают институты власти ну в частности современное государство. Хотя реальная природа совсем в другом, в том что люди не равны.

Второй подход социологический трактует власть, как отношение двух сторон особого рода. В этих рамках этого подхода есть классическое определение власти Макса Вебера.

Власть это способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю, вопреки воли другого индивида. Иначе способность субъекта А так влиять на объект Б, чтобы последний сделал то, чего бы он никогда не стал бы делать по доброй воли. Способность навязать объекту то или иное поведение, те или иные действия. В рамках социологического подхода можно выделить несколько трактовок власти.

-структурно-функцианалистская трактовка

(принадлежит Т. Патсенсу)

(Власть сама по себе ничто. Она не материальна. Она носит символический характер, как деньги в экономике, так и власть в политике. Место человека в политической системе определяется объемом власти, которым он располагает. Сама по себе власть ничто, а ценности её определяются тем, что за неё можно получить. Сила власти так же может возрастать и убывать, как курс национальной валюты).

По мнению Т

. Патсенса

(выдающийся американский социолог) главные две функции власти:

-она предписывает субъектом исполнять обязанности налагаемые обществом(то есть такая регулятивная функция)

-мобилизующая. (Власть мобилизует ресурсы общества для достижения общих целей).

В рамках социологического подхода можно выделить:

-конфликтолгическую трактовку власти.

(Власть трактуется как отношение господства и подчинения основанный на экономическом неравенстве. Собствееность на средство производство дает буржуазии в капиталистическом обществе, возможность подчинять себе экономически-зависимые массы и соответственно обеспечивать политическое господство. То есть власть является проявлением прежде всего экономического неравенства в конфликтологической трактовки.

-дуалистическая концепция власти

(принадлежит М. Дюверже).

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Бихевиоризм
Влияние позитивистской методологии привело к принятию бихевиоризма как способа объяснения политических явлений, означавшего сосредоточение исследовательских усилий на фиксации, описании и объяснении политического поведения в качестве един ...

«Социалистическая демократия»
Сохраняя важнейшие принципы идентитарной концепции Руссо, теория «социалистической демократии» существенно изменяет их социальный и политический контекст, дает им специфическую интерпретацию. Она исходит из гомогенности и целости вначале ...

Политическая коррупция
Интенсивность эксплуатации коррупционного дискурса в политической повестке дня современной России и принятие многочисленных антикоррупционных программ определяют актуальность изучения проблем коррупции в категориях политической науки. Це ...