Политология » Гражданский мир в обществе - сущность и тенденции

Гражданский мир в обществе - сущность и тенденции
Страница 3

Среди правил политического поведения, ведущего к установлению согласия, основным является консенсуальное голосование, которое предполагает наличие нескольких предложений по конкретным положениям обсуждаемого решения (законопроекта) и осуществляется путем учета преференций от первой до последней. Если в ходе обсуждения было заявлено несколько самых разных предложений, то при анализе результатов следует взять за основу те предложения, которые получили высокий уровень консенсуса, не противоречат принципиальной идее проекта и могут быть включены в окончательное решение. В целом прямолинейное столкновение разных позиций должно быть заменено некими фундаментальными интересами, близкими для сторон в своей основе.

Основное правило консенсуса - признание субъектами чужих политических интересов. Данное обстоятельство служит основой соблюдения общих интересов и гарантией осуществления собственных. Консенсус по своему содержанию направлен против любых форм авторитаризма. Иными словами, он имеет добровольно-инициативный характер.

Консенсус предполагает внимательное изучение партиями и движениями целей, программ, стратегий и тактик друг друга, сопоставление их по своим идейно-политическим установкам, выявление близких и общих интересов. Причем степень и результаты согласия могут быть далеко не одинаковы. Так, с частью партий может быть союз и единство по большинству (или всем) проблем (гражданского мира, экологической, энергетической, сырьевой, военной). С отдельными партиями -лишь по вопросу гражданского мира, отказа от насильственных средств и форм борьбы.

Но как бы ни были совершенны процедуры достижения консенсуса, сегодня гражданский мир зависит от эффективности воздействия политической системы на глубинные социально-экономические процессы, преодоления финансово-экономического кризиса.

Во многих демократических государствах планеты накоплен значительный опыт борьбы за власть, не приводящей к системному кризису в обществе. Уровень развития политической культуры, характер политических движений, создаваемых в ходе парламентских выборов и избрания глав государств, обеспечивают приведение власти в соответствие с новыми проблемами, которые встают перед народом и руководителями.

Конструктивное содержание гражданского мира и согласия в обществе зависит от соблюдения ряда условий. К важнейшим из них можно отнести политические условия, рельефно проявляющиеся в политической стабильности общества. При этом весьма важное значение для гражданского мира в обществе приобретает степень надежности политической стабильности. Она может быть представлена тремя уровнями.

Высокий уровень характеризуется степенью демократизации в политической сфере жизни общества, прежде всего глубиной проявления реформ в интересах народа во всех областях жизни, свободой личности и ее правами, гарантируемыми законом. Такой уровень подкрепляется надежным и стабильным экономическим развитием общества, обеспечивающим его гражданам высокое качество жизни, эффективную систему социальных гарантий. Специфической чертой высокого уровня выступает социально-политическая сплоченность народа вокруг политического руководства государства. Это выражается в активной поддержке проводимых мер по разрешению внутри- и внешнеполитических противоречий в обществе при их возникновении; в преобладании в массовом сознании идеи выражения исполнительной властью интересов большинства граждан.

Средний уровень политической стабильности отличается преобладанием процесса демократизации общества в политической сфере; доминирующей гуманистической тенденцией реализации реформ в интересах народа во всех сферах жизни; соответствием выбранного и в основном под держанного народом стратегического социально-экономического курса и путей развития страны, средств (законодательных, экономических, социальных) его достижения исполнительными органами государства.

Средний уровень политической стабильности характеризуется доверием со стороны основных социальных групп общества к осуществляемым руководством страны социально-экономическим и политическим программам; недостаточно гибким внешнеполитическим курсом страны; допущением ряда политических ошибок в принятии и реализации тактических задач, могущих привести к поляризации и радикализации политических взглядов и деятельности.

Низкий уровень политической стабильности свойствен этапам резкого обострения социальных противоречий в обществе. Его отличает поляризация жизненного уровня населения; обнищание большинства граждан и обогащение корпоративно-клановых групп, «семей». Чертами низкого уровня политической стабильности государства являются: неспособность политического руководства страны решать в интересах общества задачи экономического и политического реформирования; выступление различных слоев населения против существующего политического режима; рост в массовом сознании различных групп населения, включая и вооруженные силы, недоверия к различным ветвям власти.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Функции СМИ. Информирование граждан
Функции СМИ разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций. Пожалуй, важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиб ...

Содружество Независимых Государств как структурный элемент постсоветской политической системы. Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Незави
После распада СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Причем на мировой карте появилось множество государств, которые либо ранее вообще не существовали (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия), либо имели весьма ог ...

Политический процесс и его участники
Политический процесс — это политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти. Все, что про ...