Политология » Гражданский мир в обществе - сущность и тенденции

Гражданский мир в обществе - сущность и тенденции
Страница 4

Правовые условия связаны с наличием конституционного согласия в народе между различными политическими силами.

Они выражаются в признании субъектами легитимности Конституции и конституционного строя. Когда борющиеся политические силы исходят из полярности отношений к функционирующей в обществе Конституции, их конфликтное взаимодействие не исключает нежелательных последствий: замены Конституции, изменения политического строя, экономической системы со всеми вытекающими последствиями. Наряду с Конституцией важным атрибутом правового характера являются действующие законы, содержащие общие требования к участникам политического соперничества. Именно законы наиболее четко регламентируют допустимые средства и способы политической борьбы, в том числе запретительными нормами.

Важное правовое значение в обществе в целях его стабилизации приобретает строгий конституционный запрет на применение властью силовых структур государства в политической борьбе.

Цивилизованность гражданского мира тем выше в обществе, чем богаче и разнообразнее культурологические условия, политическая культура в государстве. Она проявляется прежде всего в готовности и умении политических субъектов согласовать частные и общие интересы. Подлинная политическая культура представляет собой антипод конфронтационности, в основе которой лежит нетерпимость к политическому оппоненту. Действительная политическая культура граждан не абсолютизирует роль политической борьбы и обострение противоречий в ней, а делает акцент на необходимость взаимодействия в интересах стабилизации общества, достижения мира в нем. Для стабильности мира в обществе необходимо наличие многочисленных процедур поиска согласия, в которых задействованы многие авторитетные политические партии и общественные организации.

Важным регулятором гражданского мира в обществе выступают нравственные условия, система моральных норм, принципов, т. е. этический фактор. Такие нормы нравственности, как честность, правдивость, добропорядочность, справедливость, в политическом поведении служат утверждению взаимного уважения между конкурирующими политическими сторонами, различными партиями и движениями. Исключения лжи, демагогии, некорректных действий по отношению к идейным оппонентам служат тому, чтобы соперники не становились врагами, а, ведя политическую борьбу, были способны к сотрудничеству в интересах национального согласия в обществе. «Полное разделение между нравственностью и политикой, - подчеркивал В. Соловьев, - составляет одно из господствующих заблуждений и зол нашего времени». Моральная регуляция политических отношений осуществляется благодаря тесному взаимодействию социального и индивидуального, и по своей природе она призвана согласовывать личные и общественные интересы.

Анализ сложившейся в нашей стране ситуации позволяет выделить в качестве наиболее вероятных следующие тенденции.

Демократическая тенденция. Она возможна (и желательна) при опоре властвующих политических структур на глубокие и взвешенные реформы, проводимые во всех сферах жизнедеятельности общества в интересах широких народных масс. В основе их лежат материальные и духовные ценности, выработанные в процессе исторического развития России, мировой цивилизации. Опора на эти ценности может обеспечить социально-экономическую и политическую стабильность общества, безопасность индивидуальной жизнедеятельности человека, суверенность его прав и свобод. Развивается социальная база реформ, основой которой выступает «средний класс». Такая тенденция способствует гуманизации общественных отношений, а в ее фокусе находится человек с его разносторонними потребностями и интересами.

Для такой социально-политической ситуации свойственны следующие особенности: тесное и плодотворное сотрудничество законодательной, исполнительной и судебной власти; возникающие противоречия между ветвями власти разрешаются без потрясений в обществе; сплоченность всех социальных слоев российского общества вокруг идей демократического переустройства, примата гражданского общества над государством, обеспечивающих стабильно развивающуюся экономику; разнообразие политических доктрин и взглядов, взаимодополняющих друг друга и конструктивно воздействующих на состояние общества; исключение использования армии во внутриполитических процессах, дестабилизирующих общество; обеспечение реального участия населения в решении важнейших политических и экономических проблем в ходе проводимых реформ.

Авторитарная тенденция. Она характеризуется как жесткая командно-административная система, проводящая так называемый радикальный курс реформ на основе исторически изживших себя концептуальных положений. Ее проявления связаны со старыми методами руководства в политической сфере. В условиях сужения сторонников (социальной базы) такого политического курса в России исполнительная власть вместе с президентскими структурами превращаются в заложников политического радикализма, теряющего легитимность по мере обострения ситуации. Авторитарный режим способен в политическом направлении дистанцировать в сторону диктатуры. В такой обстановке в России может установиться режим крупной финансовой, криминальной буржуазии и высшего чиновничества.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Уровни политических рисков
Уровень риска – это количественная оценка ситуации (отражающая степень неопределенности в принятии решений) с учетом ущерба, обусловленного возможными нежелательными последствиями принимаемых решений. Практически уровень риска характеризу ...

Введение.
На улице XXI век, но проблема общения народов, находящихся на разных этапах общественного развития, поныне остается актуальной. В Чечне идет война с бандитами, гибнут солдаты и мирные жители. Человек так устроен, что никому не хочется уме ...

Путь либерализации
Первый из них предполагает быструю политическую и экономическую либерализацию западного образца, так называемую шоковую терапию. По этому пути пошли практически все восточноевропейские страны, в том числе СССР. В тех из них, что были ближ ...