Политология » Гражданский мир в обществе - сущность и тенденции

Гражданский мир в обществе - сущность и тенденции
Страница 2

С точки зрения минимизации негативного воздействия насилия на политическую стабильность общества, оно должно быть ограничено определенными рамками. Во-первых, насилие может быть лишь последним средством, когда все другие исчерпаны. Это относится в одинаковой мере как к государственному, так и к оппозиционному насилию.

Во-вторых, применение насилия должно быть подчинено принципам избирательности, пропорциональности. Суть таких принципов состоит в том, что для достижения политических целей необходимо использовать минимально возможное насилие, не допуская тотальной войны против политических противников.

В-третьих, субъектам насилия следует максимально придерживаться фундаментальных прав и свобод человека. Для институтов государства это означает, что насилие можно осуществлять только в соответствии с правовыми законами, т. е. нормами, принятыми демократическим путем и имеющими равную обязательность для всего общества. Ориентиром для политических субъектов должны быть нормы международного гуманитарного права, в частности Гаагские и Женевские конвенции, дополнительные протоколы к ним, которые регулируют и внутренние вооруженные конфликты.

Нарушителями гражданского мира в обществе могут стать оторвавшаяся от народа властвующая элита, мафиозные структуры, приемлющие исключительно узкогрупповые интересы материально-денежной наживы, экстремистские политические партии и общественные организации, агрессивно настроенные группы населения.

Важным стабилизирующим фактором мира внутри общества выступает также гражданское согласие. Под ним понимается, во-первых, объединенная общими целями сознательная деятельность людей ради решения жизненно важных задач общественного развития (например, его реформирования); во-вторых, согласованная политика, которая ведет к совместной выработке принципов и норм цивилизованного демократического взаимодействия между различными политическими силами, исключая применение насилия, нетерпимости и вражды; в-третьих, соблюдение в политической сфере жизни общества общечеловеческих правил и норм, способствующих гуманному отношению между людьми независимо от их принадлежности к политическим партиям и движениям. Об этой способности писал еще русский философ В.Соловьев: «Человек в принципе по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра как безусловного содержания». Учет мнения всех субъектов политического диалога помогает преодолеть разделение на большинство и меньшинство, существующие в обществе, снимая тем самым возможные конфликты на этой почве.

Серьезной основой для деятельности различных партий выступает их идейное единство. Рассматривая данный вопрос применительно к программным положениям партий ФРГ, Г. Вольман отмечал: «Относительно незначительная политико-идеологическая поляризация федерального избирательного корпуса является решающим условием функционирования партийной системы в ФРГ, одновременно создавая возможность для крупнейших партий незначительного отклонения "вправо" или "влево" в своих программных установках или действиях».

Важным условием для достижения согласия в обществе является наличие у различных политических партий и организаций достаточно обширных областей общих политических интересов.

База для согласия в обществе расширяется при условии выполнения принятых политическими субъектами обязательств (наказов избирателей, предвыборных программ и т. д.). Этому способствует также создание различных общественно-политических структур: согласительных комиссий, общественных палат, проведение форумов и конференций, создающих возможность для контроля над деятельностью субъектов политической жизни. В ходе политических движений рождаются новые идеи и силы, вызревают партии и движения, происходит отбор талантливых государственных и общественных деятелей.

Важную роль в обеспечении согласия между различными общественными субъектами играют правила политического поведения. Самым общим и главным из них является принятие решений на основе системы голосования, где господствует мнение большинства. По своей сущности такой подход демократичен, но не в полной мере. Игнорирование позиций, интересов и мнения меньшинств ведет к конфликтам, к «раскачиванию лодки».

Консенсус (согласие) как правило политического поведения позволяет сформировать общую волю, на основе которой должны приниматься жизненно важные решения, а общая воля - это не только воля большинства. Консенсус есть среднее мнение. Это, образно говоря, такая точка, где все мнения совпадают; он - своеобразный центр, от которого идут расхождения. Расширение центра есть по сути метод согласования интересов и воль. Его сужение означает пренебрежение интересами и потребностями определенных общественных групп, что само по себе неизбежно ведет к дисгармонии внутри общества, а значит, к сужению объема политической поддержки властных структур массами и снижению политической стабильности как таковой.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Этнополитические конфликты в России
Начнем с определения этнополитического конфликта. В.А. Тишков определяет его как "конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже ...

Учение Герберта Спенсера о праве и государстве
Герберт Спенсер (1820—1903 гг.) принадлежит к числу талантливых самоучек, которые не получили в свое время систематического образования и тем не менее сумели приобрести обширные познания в самых различных областях. Спенсер не принял конто ...

Полномочия законодательной и исполнительной властей
Согласно Конституции РБ, представительным и законодательным органом Республики Беларусь является Парламент – Национальное собрание РБ [3; 71]. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики . Состав Пала ...