Политология » Внешняя политика и глобализация » Политика и идеология в условиях глобализации

Политика и идеология в условиях глобализации
Страница 1

Процессы глобализации и транснационализации, характеризующие современное развитие системы международных отношений, ставят вопрос о пересмотре роли государства как основного внешнеполитического субъекта.

В данной связи понятие идеологии также подвергается переосмыслению. Так, концепция "конца идеологии" как итога окончания процесса идеологического противостояния в рамках биполярной системы, полностью исключала идеологию из списка факторов мировой политики.

Наряду с этим, в дискуссии о проблеме идеологии в структуре современных мировых процессов присутствует точка зрения о доминировании неолиберальной идеологии в качестве идейного обоснования процессов глобализации. Наиболее яркое выражение она находит у так называемых антиглобалистов.

Определенным синтезом первых двух подходов к данной проблеме является определение специфической идеологии глобализации - глобализма. В данном случае идеология глобализации предстает как некий набор постулатов, идей и ценностей, претендующих на всеобщность по отношению к мировому устройству и унификационный характер.

Она укореняется либо в массовом сознании (при этом сохраняется возможность ее частичной трансформации под воздействием национальных особенностей отдельного общества), либо в сознании элиты.

Общим для данных концепций служит то, что в результате глобализационных процессов государство фактически утрачивает свою идеологическую функцию. В данном случае разница здесь заключается лишь в оценках процессов и последствий деидеологизации.

Наряду с этим, в современной научной литературе отмечается во многом конфликтный характер современной мировой политики, одной из основ которого служит культурный фактор. Однако конфликт культур во многом определяется конфликтом идей, заложенных в этих культурах. В данном случае это является характерным не только для того же исламского мира, но и для Запада.

В свете вышесказанного следует отметить, что проблема деидеологизации во многом рассматривается под влиянием крушения биполярной системы, существование которой было отмечено идеологическим противостоянием.

Таким образом, распад данной системы подразумевал исчезновение идеологического конфликта либо в форме победы либеральной идеологии над коммунистической, либо в форме исчезновения самого феномена идеологии в международных отношениях. В данном случае главной характеристикой идеологии служит, прежде всего, претензия на доминирование в мировом масштабе.

Альтернативным в этом представляется определение роли идеологии в мировом политическом процессе через категорию "интерес". Применительно к российской проблематике в данном контексте является актуальным вопрос о роли идеологии во внешней политике государства в плане артикуляции национальных интересов.

Ряд авторов отмечает, что внешняя политика России после распада Советского Союза строилась на основе либеральной теории международных отношений. Отрицание концепции реализма, ключевой категорией которого является понятие "национальный интерес", было обусловлено не только отрицанием опыта СССР, но и перениманием западной идеологии.

В этих условиях любое идеологическое обоснование внешней политики государства заранее находилось под угрозой как внешней, так и внутренней критики как возвращение к имперским амбициям и принципам великодержавности и мессианства.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Науки о самой политике
Несколько условно все политические науки можно разделить на две группы: дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и науки, исследующие ее взаимосвязь с остальным миром. К первым относятся политическая философия (в той мере, в к ...

Внешняя политика и ее основные направления
Сегодня в российской внешней политике не наблюдается полноценной стратегии, но есть тактика, основанная на прагматизме и сохранении реактивной специфики. Между тем крайне важно определиться будет ли внешняя политика страны инструментом да ...

Общественная организация СМИ
Негативные последствия деятельности СМИ могут быть надежно и эффективно ограничены их общественной организацией. Важнейшим принципом демократической организации масс-медиа являются плюрализм властей в обществе и плюрализм самих СМИ. Плюра ...