Политология » Гражданский мир в обществе - сущность и тенденции

Гражданский мир в обществе - сущность и тенденции
Страница 1

Мир как состояние общества, свободного от политического насилия, гражданской войны и вооруженных конфликтов, исторически почитался народами как великое благо. Это отражено еще в высказывании крупнейшего римского философа, политика и оратора Цицерона: « .любой мир с гражданами казался мне более полезным, чем гражданская война, ибо даже при несправедливых условиях мира мы сохранили бы свой государственный строй». Мысль философа Античности сохраняет свою значимость и в XXI веке.

Важным условием и состоянием общества как системы является гражданский мир. В научной литературе гражданский мир нередко раскрывается как отсутствие в обществе острых социально-политических конфликтов, прежде всего в виде гражданской войны, вооруженного противоборства. Такое толкование верно отражает сущность гражданского мира, но не исчерпывает его.

Гражданский мир представляет собой господство в обществе таких отношений между властью и народом, социальными группами и слоями, политическими партиями, общественными объединениями, а также индивидами, которые обеспечивают разрешение возникающих противоречий и их регулирование без применения средств военного насилия и эффективно служат решению созидательных задач общества, его стабилизации.

Гражданский мир как специфическое состояние общества характеризуется рядом атрибутивных свойств.

По своему генезису такой мир создается преимущественно ненасильственными средствами. К ним относятся: обеспечение свободы, демократического развития во всех областях жизнедеятельности народов, справедливости, признание государством в качестве приоритетных ценностей прав и свобод личности.

По способу существования гражданский мир - это не просто отсутствие деструктивной борьбы между различными объединениями людей в обществе, а уклад жизни, который одобряется и поддерживается большинством населения, представляет собой его исторический выбор.

По характеру реализации он проявляется в таком обществе, где граждане имеют возможность определять программы общественного развития, выбирать руководство, которое является подотчетным и ответственным перед ними, добиваться отрешения от власти законным путем несостоятельных государственных деятелей.

По целевому предназначению гражданский мир представляет собой не устрашение и подавление инакомыслящих и борющихся за свои интересы и взгляды людей, а утверждение отношений между ними, которые исключали бы ненависть, развивали терпимость и партнерство независимо от социального статуса.

Достижение прочного гражданского мира представляет жизненно важный интерес для поступательного развития российского общества. При этом нельзя не учитывать того обстоятельства, что для его поддержания особое теоретическое и практическое значение приобретает определение способов его достижения. Обобщая положения, выдвигаемые в научных трудах поданной проблеме, отметим некоторые из них. Прежде всего, это обеспечение на практике справедливой и обоснованной социально-экономической политики в государстве, ориентированной на достижение достойного уровня жизни граждан, гарантированное соблюдение их прав и свобод. Далее - достаточность использования мирных форм и приемов решения сложных политических вопросов через диалоги, различного рода форумы, соглашения государственных и общественных организаций, партий и движений граждан.

Важно иметь в виду, что ведущая роль в миротворческой деятельности должна принадлежать государству, политической элите общества, выдвигаемым ими правовым и нравственным нормам, способствующим его стабилизации как целостной системы. Актуальное практическое значение в этом плане приобретают Конституция и законы государства, исторически сложившиеся моральные ценности общества, воплощающие на деле идеи мира и гуманизма. Значимым способом поддержания гражданского мира выступает авторитет государственных и общественно-политических лидеров, передовых деятелей науки и культуры, представителей духовенства. Данное обстоятельство предъявляет определенные требования к деловым и нравственным качествам таких лидеров. Они должны обладать высоким уровнем политической культуры, умением идти на компромиссы ради предотвращения политических потрясений, своевременно предвидеть возможные проявления социального недовольства, быть справедливыми ко всем политическим движениям, совестливыми и порядочными.

Вместе с тем нельзя игнорировать то обстоятельство, что когда общественное мнение ставит под сомнение деятельность высших государственных институтов власти, то падает легитимность всего политического режима, возрастает политическая нестабильность как таковая. Разумеется, при низкой легитимности власти ей трудно навести в обществе порядок, которого так жаждут граждане. Конечно, государство вправе применить в определенных масштабах насилие. Еще М. Вебер отмечал: « . государство есть то человеческое сообщество, которое . претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия». Там, где это требование не соблюдается, возникают различные центры власти, которые используют в противоборстве насильственные средства, а учреждения государственной власти не в состоянии обеспечить политическую стабильность. В результате в обществе происходят восстания, бунты, иные формы политического насилия.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Агитационная кампания
Выдвижение кандидатов завершается их регистрацией, после чего начинается агитационная (предвыборная) кампания. На этой стадии наблюдается максимальная активность конкурирующих партий и кандидатов, они получают широкие возможности убеждать ...

Компромиссный подход к соотношению политики и морали. Этика ответственности и этика убеждений М.Вебера
Этот (четвертый) подход сегодня преобладает среди ученых и политиков. Он исходит из признания необходимости воздействия нравственности на политику, учитывающего специфику последней. Один из важнейших обоснователей компромиссного подхода ...

Социальная структура и власть в ведическом государстве
Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому образу жизни. В свою очередь, местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимал ...