Рассматривая формы и направления развития событий в Афганистане в 2000-2001 годах, на наш взгляд, необходимо хотя бы кратко проанализировать ситуацию 90-х годов прошлого века и тех условий, в которых свершилось падение режима М. Наджибуллы, установление правления муджахедов и приход к власти талибов.
Газета «Аргументы и факты» дает следующую справку: Движение «Талибан» (от арабск. «талиб» — «учащийся») возникло в октябре 1994 г., когда группа фанатично настроенных студентов-богословов численностью не более 400 чел. пересекла пакистано-афганскую границу. В подавляющем большинстве это были дети афганских беженцев, по национальности пуштунов. Талибов подготовила и вооружила пакистанская разведка «Ай-Эс-Ай», рассчитывавшая с их помощью силой умиротворить страну и таким образом сделать возможным прокладку через нее трубопроводов и использовать ее природные ресурсы. Устав от гражданской войны, местное население оказало поддержку талибам, и в 1996 г. они взяли Кабул.[75]
Сформировав Афганское бюро, деятельность которого финансировалось в основном США, а также Саудовской Аравией, влиятельные круги Пакистана, особенно межведомственная разведка и праворадикальная исламская партия «Джамаате ислами» приступили к созданию новой силы. ЦРУ закупало в США, Англии, Египте, Израиле и других странах оружие, которое затем переправлялось в Пакистан, в основном в места расселения афганских беженцев и в военные лагеря, где готовились отряды талибов. Эти отряды вначале формировались из молодежи, обучающейся в религиозных учебных заведениях (медресе), отсюда и название – талиб, что означает «ищущий знаний». Затем отряды пополнились пуштунами зоны пограничных племен Пакистана и, наконец, пакистанскими военнослужащими. В конце 1994 году вооруженные отряды талибов вступили на афганскую территорию. В сложившейся обстановке талибы практически не встретили сопротивления и вскоре заняли ряд пограничных с Пакистаном провинций. Затем они направились к Кабулу, овладеть которым им удалось лишь в конце сентября 1996 года. Укрепив свои позиции в занятых районах, талибы двинулись к областям, примыкающим к границам Ирана и центральноазиатских государств СНГ. [76]
В начале 90-х годов и особенно после захвата власти в Кабуле движением «Талибан» (1996) Афганистан превратился в главную базу и координационный центр деятельности исламских организаций в глобальном масштабе, включая и страны Запада. Это международное террористическое сообщество было оформлено организационно после создания в конце 80-х годов новой, построенной на принципах глубокой конспирации организации «Аль-Каида», имевшей разветвленную сеть своих структур в мире. Ее возглавил саудовский миллионер-террорист Усама бен Ладен, который создал свои базы в Афганистане еще во время войны с советскими войсками, тесно сотрудничая в то время с разведывательной службой Пакистана и ЦРУ США. После прихода к власти талибов Усама бен Ладен установил с ними тесное сотрудничество, предоставляя большие финансовые средства на строительство и содержание баз и учебных центров, которые «Аль-Каида» и движение «Талибан» использовали для подготовки «воинов ислама» из различных районов мира. Территория Афганистана была фактически превращена в центральный плацдарм для развертывания глобальной борьбы за воссоздание «Великого халифата», в который предполагалось включить Северную Африку, Аравийский полуостров, страны Ближнего и Северного Востока, Западную часть Индии, Центральную Азию, Закавказье, Северный Кавказ.[77]
Реальный вооруженный отпор талибы получили лишь от «Северного альянса» под руководством (до сентября 2001 года) Ахмад-шаха Масуда. К нему примкнули части сохранивших боеспособность некоторых отрядов других антиталибских группировок, в том числе состоящих из пуштунов. Они не создали единого фронта против талибов, но более или менее прочно удерживали позиции в провинциях севера страны. В сентябре 2000 года талибы, активно поддерживавшиеся пакистанскими воинскими частями и арабскими боевиками (сторонниками Усамы бен Ладена), усилили военное давление на силы М. Масуда. Сумев занять ряд важных районов провинций севера, они вышли на некоторых ее участках к афгано-таджикской границе.[78]
Захватив большую часть территории Афганистана, талибы обострили военно-политическую ситуацию, усилив межэтнические противоречия. Религиозная и политическая нетерпимость руководства движения «Талибан», пуштунский национализм и экстремизм, геноцид в отношении шиитов-хазарейцев, жестокая расправа с М. Наджибулой, находившимся в здании представительства ООН в Кабуле, расстрел иранских дипломатов в Мазари-Шарифе, попрание норм гуманитарного международного права в целом, особенно в отношении женщин, а также установление в быту и управлении жестких норм ислама в их собственной интерпретации и, что весьма важно, беспрецедентный рост производства и контрабанды наркотиков, а также многое другое вызывали резко негативную реакцию многих стран Запада и мирового сообщества в целом. Европарламент, Совет Европы, ОБСЕ, ГА ООН, ряд крупнейших международных правозащитных организаций приняли резолюцию, осуждавшие талибов. В конце ноября 1999 года в итоговом докладе Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности ООН «О положении в Афганистане» генеральный секретарь ООН подчеркнул, что афганский конфликт достиг такой точки, когда мировое сообщество уже не может игнорировать его последствия.[79]
Другие статьи:
Нормативный подход к демократии
Понятие демократии как народовластия (и другие производные от него трактовки демократии) является нормативным, поскольку базируется на нормативном подходе к этому феномену, предполагающем построение категории исходя из человеческих идеало ...
Содружество
Независимых Государств как структурный
элемент постсоветской политической системы. Трансформация
государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества
Незави
После распада СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Причем на мировой карте появилось множество государств, которые либо ранее вообще не существовали (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия), либо имели весьма ог ...
Как с этим бороться?
Можно ли с этим бороться? Можно и нужно. Более того, учитель – один из тех, кто, как никто другой, способен проводить профилактику религиозного экстремизма, ведь к нему приходят дети, чья душа, как правило, еще не порабощена вредоносной и ...