Политология » Имидж политических партий » Имидж политических партий. Имидж политических партий в условиях современной России

Имидж политических партий. Имидж политических партий в условиях современной России
Страница 1

Демократический путь развития России повлек за собой увеличение категорий субъектов, заинтересованных в правильном и действенном формировании собственного имиджа, в их числе и партийные структуры. «Политическая партия – открытая информационная система»[31]. Один из ключевых факторов её существования – обмен информацией с окружающей средой. Чем более интенсивно он происходит, тем выше популярность партии, тем быстрее она развивается и тем сильнее её имиджевые позиции. С другой стороны, чем больше закрывается партия от общества, тем она кулуарнее, и тем ниже её рейтинг и общественное признание. Кроме того, партия, обмениваясь информацией, выдает и принимает её самопроизвольно. И в связи с этим процессом, изменяется образ партии в представлении окружающих. Характер изменения может иметь разные оценочные результаты – от абсолютно положительных, до крайне негативных. Имидж партии может самопроизвольно ухудшаться, быть слабо выраженным, но имидж как информационная оболочка является неотъемлемым элементом функционирующей партии.

Изменение активности граждан в политических процессах влечёт за собой изменение роли имиджа современных партий. Партийная система, избирательная система в настоящее время настолько усложнилась, что участие граждан в политических процессах становится всё менее осознанным. Граждане становятся отстранёнными наблюдателями, у которых при этом формируется через средства массовой информации иллюзия причастности к политике и принимаемым решениям. Среди граждан в такой ситуации практически никто не интересуется программами кандидатов и политических партий, поэтому для избирателей они мало отличаются друг от друга. В таком отношении к политическим программам для избирателей есть определённая рациональность: изучать политические программы сложно; большинство, не понимающее реальных, довольно сложных программ, доминирует на выборах над меньшинством, разбирающимся в сути этих программ, голосующих рационально, это меньшинство явно тратит зря силы и время; популизм политических программ формируется в ответ на запрос большинства, которое хотело бы на выборах простых и ясных решений самых сложных проблем, а популистские программы не нужно читать, нужно просто доверять их выдвигающему кандидату или лидеру партии; в сложных ситуациях избранный политик не будет руководствоваться положениями своей программы, многие ситуации просто в программах не описаны, в такой ситуации лучше доверять личности кандидата на выборах, выбирать того, кто в сложной ситуации сможет оказаться победителем[32]. Популизм как политическое явление возникает в странах, где имеются определённые демократические институты – всеобщее избирательное право, равноправие граждан – и где массы в качестве избирателей выступают участниками политического процесса. Только тогда попытки апелляции к настроению населения, попытки подстроиться под массовое сознание могут стать средством завоевания власти.

В этой связи вопрос освещения политики партий в СМИ, того насколько успешно они справляются с возложенными на эти структуры задачами, приобретает первостепенное значение для формирования представления граждан о деятельности партий. Право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций закреплено Законом РФ «О средствах массовой информации»[33]. Согласно этому документу государственные органы и организации, общественные объединения должны предоставлять сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакции, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Эта деятельность призвана укреплять доверие граждан к властным структурам, формировать их благоприятный образ. Однако СМИ, как отмечает В.С. Комаровский, достаточно жестко ограничены рамками собственного имиджа. Если речь идет о прессе, то можно говорить о проправительственных, оппозиционных, «красных», «левых», «умеренных», «жёлтых» источниках. Имидж партии, формированный в сознании аудитории во многом определяет позицию, которую занимает СМИ по отношению к той или иной политической силе. И это именно та позиция, которой постоянная аудитория ожидает от «своего» СМИ. Сказывается потребительский феномен веры не самой информации, а источнику[34].

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи: