Феномен "партии власти" остается темой актуальной и интересной для исследователей политического процесса современной России, и в частности на локальном уровне. Ведь в последнее время "Единая Россия" стремиться выстроить жесткую вертикаль власти вплоть до местного уровня.

"До начала 21 в. выборы в малых городах не становились ареной масштабного, значимого и структурированного противоборства. Население не представляло значение и функции новых органов, потенциально наиболее значимые игроки - крупные предприятия, составлявшие основу экономики таких городов, в лучшем случае лишь с трудом выживали в условиях российской действительности 90-х г. "[1]

Но к 2000 г. ситуация меняется. "Экономическая стабильность в стране позволяет предприятиям добиться определенного финансового благополучия, стать основными налогоплательщиками в городах, где они расположены. Значит, у руководителей таких предприятий появляется желание представить свои интересы в органы МСУ". [2]

Конфликты во время выборов на местном уровне проявляются в полной мере. Это связано с различными группами элит на локальном уровне.

На местном уровне возможны различные варианты "соотношения сил" между представителями власти, бизнеса и партией власти. Здесь складываются "особые отношения, которые не вполне соответствуют характеру отношений между экономической и политико-административной элитой на уровне региона. Они определяются, прежде всего, особенностями территории, ресурсами каждой из сторон и избранными ими стратегиями взаимодействия"[3]. В связи с этим интересно посмотреть как "партия власти" себя ведет на местном уровне с местной элитой и какие стратегии она использует во время выборов.

Работы по изучению "партии власти" в российской политологии начали появляться в середине 90-х г. Исследованиями этого феномена занимаются такие ученые, как И.И. Глебова, А.В. Лихтенштейн, Г.В. Голосов, В. Борисов и др.

Существуют разные трактовки партии власти, этот феномен изучают с разных сторон. И.И. Глебова в своей работе "Партия власти" выделяет функции партии власти, дает определение этого феномена, также рассуждает о перспективах "партии власти". По ее мнению, "партия власти" - это "способ преодоления социальных конфликтов с помощью новых технологий, приспособленных к социальным изменениям; это способ преодоления ограничений системы разделения властей; попытка создать привластную группу, с помощью которой власть будет управлять обществом". [4]

Г.В. Голосов и А.В. Лихтенштейн в работе "Партии власти" и российский институциональный дизайн: теоретический анализ" рассматривают влияние институциональной инженерии на появление и функционирование "партий власти", роль этого института в политической системе современной России. Работы В. Гельмана посвящены анализу процессов развития партийной системы в 2000-е гг., создания доминирующей партии, вытеснения оппозиционных партий с электорального поля.

Для начала необходимо определить, что представляет собой "партия власти". В современной литературе встречаются два основных подхода к определению "партии власти". Иногда этим термином обозначают "российскую политическую элиту в целом. Существует и более узкая трактовка понятия, подчеркивающая партийный - а не только властный - характер подобных образований"[5]. По мнению Голосова и Лихтенштейн, "партия власти" - это "организация партийного или квазипартийного типа, создаваемая элитой для участия в выборах"[6].

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Политический менеджмент как форма управления. Понятие политического менеджмента
Политические процессы проистекают в условиях неопределенных событий, начиная с предвыборных кампаний, когда основы демократического общества предоставляют базу равноправной конкуренции. Наиболее вероятными выступают устойчивые события, но ...

Интеграционные процессы в СНГ. Россия в мировом сообществе в современных условиях
Отношения России со странами «ближнего зарубежья» (так называют до сих пор государства, образованные на территории распавшегося СССР) прошли в своём развитии два этапа. Первый этап – 1991–1995 гг., когда политика России была ориентирован ...

Пределы манипулирования
Возможности манипулятивного использования СМИ велики, но не безграничны. Пределы манипулирования общественным мнением определяются, прежде всего, уже сложившимся массовым сознанием, стереотипами и взглядами людей. Для того чтобы быть эффе ...