Феномен "партии власти" остается темой актуальной и интересной для исследователей политического процесса современной России, и в частности на локальном уровне. Ведь в последнее время "Единая Россия" стремиться выстроить жесткую вертикаль власти вплоть до местного уровня.

"До начала 21 в. выборы в малых городах не становились ареной масштабного, значимого и структурированного противоборства. Население не представляло значение и функции новых органов, потенциально наиболее значимые игроки - крупные предприятия, составлявшие основу экономики таких городов, в лучшем случае лишь с трудом выживали в условиях российской действительности 90-х г. "[1]

Но к 2000 г. ситуация меняется. "Экономическая стабильность в стране позволяет предприятиям добиться определенного финансового благополучия, стать основными налогоплательщиками в городах, где они расположены. Значит, у руководителей таких предприятий появляется желание представить свои интересы в органы МСУ". [2]

Конфликты во время выборов на местном уровне проявляются в полной мере. Это связано с различными группами элит на локальном уровне.

На местном уровне возможны различные варианты "соотношения сил" между представителями власти, бизнеса и партией власти. Здесь складываются "особые отношения, которые не вполне соответствуют характеру отношений между экономической и политико-административной элитой на уровне региона. Они определяются, прежде всего, особенностями территории, ресурсами каждой из сторон и избранными ими стратегиями взаимодействия"[3]. В связи с этим интересно посмотреть как "партия власти" себя ведет на местном уровне с местной элитой и какие стратегии она использует во время выборов.

Работы по изучению "партии власти" в российской политологии начали появляться в середине 90-х г. Исследованиями этого феномена занимаются такие ученые, как И.И. Глебова, А.В. Лихтенштейн, Г.В. Голосов, В. Борисов и др.

Существуют разные трактовки партии власти, этот феномен изучают с разных сторон. И.И. Глебова в своей работе "Партия власти" выделяет функции партии власти, дает определение этого феномена, также рассуждает о перспективах "партии власти". По ее мнению, "партия власти" - это "способ преодоления социальных конфликтов с помощью новых технологий, приспособленных к социальным изменениям; это способ преодоления ограничений системы разделения властей; попытка создать привластную группу, с помощью которой власть будет управлять обществом". [4]

Г.В. Голосов и А.В. Лихтенштейн в работе "Партии власти" и российский институциональный дизайн: теоретический анализ" рассматривают влияние институциональной инженерии на появление и функционирование "партий власти", роль этого института в политической системе современной России. Работы В. Гельмана посвящены анализу процессов развития партийной системы в 2000-е гг., создания доминирующей партии, вытеснения оппозиционных партий с электорального поля.

Для начала необходимо определить, что представляет собой "партия власти". В современной литературе встречаются два основных подхода к определению "партии власти". Иногда этим термином обозначают "российскую политическую элиту в целом. Существует и более узкая трактовка понятия, подчеркивающая партийный - а не только властный - характер подобных образований"[5]. По мнению Голосова и Лихтенштейн, "партия власти" - это "организация партийного или квазипартийного типа, создаваемая элитой для участия в выборах"[6].

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Языковые нелегитимные политические технологии
Гудин считает, что особую роль в политике манипулирования играют особенности языка, поскольку язык не является нейтральным средством, одинаково пригодным для передачи любого сообщения. По Гудину предпосылкой манипулирования поведением люд ...

Источники политических конфликтов
Источники политических конфликтов ученые, как правило, видят в действии либо внесоциальных, либо социальных факторов. Чаще всего к внесоциальным факторам относятся многочисленные — в духе К. Лоренца — интерпретации различных видов политич ...

Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы. Программа социологического исследования особенностей формирования имиджа главы муниципального образования
Обоснование проблемы исследования. Административная реформа и формирование полноценных органов местного самоуправления нуждаются в новом типе управленца-менеджера, способного принимать нестандартные решения, готового к инновациям, умеюще ...