Политология » Основные рекомендации и предложения по формированию имиджа главы муниципального образования » Теоретико-методологические основы изучения имиджа органов власти. Имидж: понятие, виды, функции, основные составляющие

Теоретико-методологические основы изучения имиджа органов власти. Имидж: понятие, виды, функции, основные составляющие
Страница 4

И. Гоффман рассматривал театр как аналогию повседневной жизни. Социальная деятельность представляется как «спектакль», в котором социальные акторы и исполняют, и режиссируют свои роли, стремясь управлять передаваемыми другим впечатлениями.

Таким образом, подход И. Гоффмана позволяет нам рассмотреть изучаемую проблему с точки зрения спектакля, где каждые из взаимодействующих сторон в коммуникативном процессе, выполняют свою определенную роль.

В связи с этим, интеракционный подход позволяет рассмотреть лишь форму представления имиджа, он не дает знания о содержании имиджа. Для нашей темы это не достаточно, поэтому мы будем использовать другие подходы, с точки зрения социологии управления, позволяющие рассмотреть составляющие имиджа и его функции.

В рамках системного подхода целесообразно использовать метод структурно-функционального анализа Мертона, рассмотрение имиджа, как положительного − функционального явления, так и негативного – дисфункционального. Главную суть своего подхода Р.Мертон выразил комплексным понятием «функциональность». Согласно этому понятию взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей обеспечивается самыми разнообразными и специфическими функциями, которые могут наблюдаться и многократно повторяться в конкретных объектах и фактах. Функция — это «те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде». Наряду с понятием функции, Мертон ввел понятие «дисфункции», т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели, что, в свою очередь, должно привлечь за собой или новый этап в приспособлении системы к существующему порядку, или определенное изменение системы норм [12, с. 28].

Таким образом, имидж в качестве негативного – дисфункционального явления являются манипуляционным процессом. В качестве манипулятивной технологией является преобразование и распространение тех или иных образов в зависимости от поставленных целей и задач. Суть которой заключается в конструировании имиджа конкретных лиц или организаций, которые, как правило, адекватно отражают реальные их характеристики и, таким образом, дезориентируют людей.

С точки зрения структурно – функционального подхода имидж представляется как сложная, многоуровневая, многогранная структура. Весь спектр характеристик, включенных в образ, целесообразно рассматривать, объединяя их в блоки. Существуют три существенные группы имиджевых характеристик – персональные, социальные и символические.

К персональным характеристикам относятся физические, психофизиологические особенности политика, его характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений, наличие харизмы. Сюда входят манеры политического деятеля, умение производить впечатление человека сильного, уверенного в себе, вызывать доверие, симпатию, убеждать, психологически заражать людей. Важную роль играют также такие характеристики кандидата, как внешность, темперамент, биография, известность и степень их корреляции с представлениями избирателей о том, каким должен быть лидер. Многие из этих характеристик почти невозможно изменить. Но можно сформировать определенное отношение к ним, усилив достоинства, представив в виде достоинств некоторые характеристики, которые прямо к ним не относятся. Можно также привнести в образ политика черты, которыми он и не обладает, но которые востребованы аудиторией. Наличие харизмы – качества, которое делает личность неотразимой в глазах масс и позволяет осуществлять какое-то загадочное влияние на них, особенно в случаях непосредственного контакта с этими массами, – может стать определяющим фактором при избрании того или иного лидера. Харизматическая компонента образа наиболее выигрышна с точки зрения коммуникации: между массовым сознанием и лидером как бы сама собой устанавливается тесная эмоциональная, достаточно прочная связь, так что от коммуникатора не требуется никакой дополнительной связи, исчезает необходимость привлечения манипулятивных технологий. Харизматической личности не нужна также помощь института власти: эта личность способна вызывать доверие, привлекать симпатии, вести за собой массы [13, с. 48].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Позитивизм
В XX в. отбор конкретных методов и методик политологического исследования в значительной степени происходил под влиянием принципов и идей позитивистской философии, предопределивших ориентацию на установление и описание реальных фактов и с ...

Новый бюджетный документ «Федерального центра»
Этот документ обеспечивает преемственность запланированной бюджетной политики с недавно охарактеризованной О.Г. Дмитриевой прежней бюджетной политикой, спровоцировавшей распространение мирового финансового кризиса на российскую экономику ...

Модели взаимодействия "партии власти" с элитой на местном уровне
Власть на местном уровне представляют глава муниципального образования, его аппарат - местная администрация и депутаты представительного органа МСУ. Во многих муниципальных образованиях именно глава местного самоуправления является центра ...