Политология » Основные рекомендации и предложения по формированию имиджа главы муниципального образования » Теоретико-методологические основы изучения имиджа органов власти. Имидж: понятие, виды, функции, основные составляющие

Теоретико-методологические основы изучения имиджа органов власти. Имидж: понятие, виды, функции, основные составляющие
Страница 3

Более того, имидж признается частью профессионального успеха сегодня, поскольку сам по себе успех - это в некоторой степени иллюзия восприятия, в котором общество нуждается как защите от банальности и превратностей судьбы. Чем точнее избирается (строится) имидж, тем эффективнее коммуникация, поскольку имидж в концентрированной форме задает суть человека или его устремлений, является знаковым заменителем, отражающим его основные сущностные или желаемые черты. Он дает возможность передать информацию о себе, о своих истинных, глубинных (личностных и профессиональных) намерениях, устоях, идеалах, планах, деяниях.

Таким образом, Имидж это – образ, сложившийся в массовом сознании и имеющий определенные качества, с помощью которых лидер воздействует на людей. Имидж выступает в роли связующего звена между лидером и аудиторией. Он служит отражением, как интересов аудитории, так и интересов лидера и пытается совместить эти интересы [9, с. 130].

Анализ более 20 определений имиджа в современной научной литературе позволил выделить несколько основных подходов к пониманию сущности имиджа: семиотический (К.Г. Юнг, Ч,С, Пирс, Ж. Пиаже, Дж. Брунер), инте-ракционистский (Дж.Г. Мид, Дж. Морено. Т. Шибутани), социального влияния (Ф. Зимбардо), имидж как способ преодоления когнитивного диссонанса (Л. Фестингер, Т. Нькжом), как способ социального познания (Г.М, Андреева) [10, с. 64].

С точки зрения семиотики, науки о знаках, имидж рассматривается как знаковая структура, «нечто большее меня самого», который имеет прямое отношение к человеческим ценностям и аттитюдам. Символизм многовариантен. Э. Сепир выделяет два принципиально различных типа символов: референциальная символика - экономные средства обозначения и конденсационная символика - чрезвычайно сжатая форма заместительного поведения или выражения чего-нибудь, которая позволяет полностью снять эмоциональное напряжение в сознательной или бессознательной форме. Использование символов, значимых для аудитории, с сохранением их семантики дает направление для домысливания. Здесь важны психосемиотическая компетентность, рефлексия семиотических компонентов собственной экспрессии (взгляд на себя со стороны - рефлексия первого порядка, взгляд на себя глазами другого - рефлексия второго порядка), коррекция внешних технологий самоподачи, адекватная интерпретация знаков общения.

Имидж в контексте символического интеракционизма рассматривается как формирование Я-образа, связанного с Я-концепцией (У, Джемс, К, Роджерс, Р. Берне), механизма, интегрирующего поведение через выбор направления активности. Особенно интенсивно формирование Я-образа протекает в ситуациях, когда люди зависимы друг от друга.

В позиции символического интеракционизма Я-концепция есть воспринятый и усвоенный индивидом обобщенный образ его самого в восприятии социальной группы. Чтобы познать себя, составить представление о себе, человек должен объективизировать себя вовне, выразить свои субъективные состояния в символах, доступных прочтению другим людям. Сфера собственных актуальных состояний может быть символически представлена в вещах, жестах. Я-концепция включает три модальности самоустановок: реальное Я - восприятие своих актуальных способностей, ролей, актуального статуса; зеркальное Я - представление о том, как тебя видят другие; идеальное Я - представление о том, каким бы индивид хотел стать. Расхождение Я-концепции, Я-идеального и непосредственного опыта становится источником личностной дисгармонии (искажения и отрицания). Я-образ как представление о себе (когнитивная составляющая Я-концепции; самооценка - аффективная оценка этого представления, потенциальная поведенческая реакция).

Эти подходы мы не будем применять в своей работе, так как они в большей степени являются ограниченными, поскольку опираются на психологические основы.

Применяя интеракционный подход И. Гоффмана, имидж представляется как способ воздействия на людей. Политический лидер рассматривается как социальный актор, и общество всегда находится во взаимодействии, и ведет себя сообразно сложившимся социальным ситуациям. Интеракция со стороны актера (лидера, политика) рассматривается как «представление», которое конструируется с целью произвести «впечатление», чтобы воздействовать на своих партнеров, на население, которые реагируют на содержание действия актера. По мнению И. Гоффмана, люди сами создают ситуации общения, представляющие собой некий ритуал, действие, спектакль, где каждый выполняет определенную роль [11, с. 321].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи: