Наряду с концепцией «правового государства», имеющей своей целью защитить права и свободы человека, существует теория «социального государства», предполагающая, что государство предназначено для гарантирования людям достойного существования. «Социальное государство» означает развитие «забот» государства, начиная от обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности до ответственности за благосостояние граждан. Такое государство предполагает наличие определенного комплекса социальных прав граждан и определенный уровень социальной защищенности, социальной справедливости. При этом считается, что принцип «социального государства» нарушается, когда социальное обеспечение явно неразумно или несоразмерно. Сущность данного государства, - по мнению итальянского политолога П. Флора, - состоит в «правительственной ответственности за материальную обеспеченность и равенство». Его элементы можно наблюдать в ряде постиндустриальных стран с социал-демократическим правлением и достаточно эффективной социальной защитой населения.
Однако, взаимодействие и соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти не могут быть определены раз и навсегда. С изменением проблем, решаемых ими, приходится искать оптимальный для новых условий баланс властей. Но при этом важно сохранить самостоятельность и не допускать подмену одной ветви власти другой, что может привести к снижению авторитета и эффективности власти (именно такая ситуация долгое время существовала в государственном устройстве Советской России).
В Российской Федерации в настоящее время делаются попытки построения правового государства – проводятся свободные выборы, налаживается демократическое законодательство, используется зарубежный опыт для разработки собственных технологий, соответствующих особенностям российской действительности. Однако, значительна инерция прежней политической идеологии, слабость общественно-политических институтов, обостренные сепаратистские настроения в различных регионах федерации, несоответствие широты полномочий исполнительной власти реальной действительности и многое другое требуют специфической политической технологии. В настоящий момент такая технология формируется на выборах, в деятельности всех трех ветвей власти, в принятии и реализации законов, развивающих идеи и принципы новой Конституции России.
Другие статьи:
Теория элит Моски
Выдающийся итальянский социолог и политолог Моска (1858—1941) попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В 1896 г. в «Основах политической науки» он писал: «Во всех общест ...
Плюралистическая теория демократии. Группа как главный субъект политики
На этот вопрос среди политологов имеются различные варианты ответов. Пожалуй, преобладающий среди них выражает плюралистическая концепция демократии. Ее виднейшие представители — Г. Ласки, Д. Труман, Е. Фраэнкель, Р. Даль.
В важнейшем во ...
Право в философии М. Штирнера
Под правом Штирнер понимал «дух общества». «Если общество имеет волю, – писал он, – то эта воля – право»[5]. Он полагал, что право порождается обществом: «все право и вся власть принадлежат совокупности народа . Совокупность всегда первен ...

