Политология » Институциональные аспекты политики. Сущность и основные функции современных государств » Социально-политические типы государства.

Социально-политические типы государства.
Страница 1

В послевоенное время в мире действовали две основные тенденции в формировании и генезисе государств. Первая – проявлялась в развитии национальной государственности, упрочении суверенитета, вторая - в становлении и укреплении региональных, континентальных и иных государственных группировок и международных организаций. Так, только шестьдесят из нынешних 190 стран существовали в канун ХХ столетия. Большинство получили независимость после 1944 года. За последние годы ООН приняла в свои члены ряд новых государств. И этот процесс, очевидно, будет продолжаться, дополнясь развитием международного сотрудничества, дальнейшим повышением роли ООН в мировых делах.

Тип государства зависит от уровня общественно-экономического и цивилизационного развития того или иного общества и является достаточно устойчивым историческим явлением. Однако форма государственного правления подвижна и зависит от целого комплекса внутренних и внешних причин и их сочетания. Преимущественное воздействие на формирование государственного строя и правления оказывают расстановка классовых сил и экономическое состояние общес­тва. Перевес большинства и социально-экономическое благополу­чие населения лежат в основе демократической формы правления. И наоборот, равновесие противоборствующих общественных сил, а тем более угроза господству власть предержащих ведет к установлению их диктатуры.

Государство во многом определяется совокупностью средств и методов осуществления государственной власти, точнее, государствен­но-правовым режимом. Можно выделить демократическое, автори­тарное и тоталитарное государство.

Так, например, президентская республика предполагает соединение в лице президента полномочий главы государства и правительства, жесткое разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), внепарламентский метод избрания президента, отсутствие института парламентской ответственности правительства, отсутствие у президента права роспуска парламента.

При анализе государственности целесообразно исходить из теории «правового государства». Она заключается в утверждении суве­ренности народа как единственного источника государственной власти, подчинении государства обществу, приоритете права.

Становление правового государства - длительный процесс, зависящий от целого ряда факторов. Наиболее существенными из них являются: уровень социально-экономического и культурного развития общества, наличие исторических традиций правовой жизни правовой культуры, которые приобретаются обществом под воздействием государства и общественной морали на протяжении веков, совершенство самого права, регулирующего общественную жизнь. Правовое государство характеризуется верховенством закона над государственными, судебными органами и всеми гражданами, взаимной правовой ответственностью государства и личности, разделением властей, эффективным контролем со стороны государства и общества за исполнением законов.

Правовое государство - это тот «идеальный тип» государства, к становлению которого стремится прогрессивное человечество. Оно вбирает в себя все лучшее, что есть в богатой мировой теории и практике государственного строительства и права. Какие-то его черты уже давно реализованы в постиндустриальных странах, другие - в стадии воплощения, третьи - разрабатываются. Важно понимать, что усиление и развитие правовых начал в деятельности любого государства не обязательно означает отмену его специфики, своеобразия формы правления и государственного устройства. Правовым государством могут быть и президентская и парламентская республики.

Строго говоря, «неправовых» государств не бывает. В любом государстве существуют определенные законы, другой вопрос - о степени развития системы права, его роли в демократизации общества, об уровне правовой культуры населения страны и т.д.

Тоталитарное государство, в отличие от правового, само является источником права и власти. Для него характерны правовой нигилизм и правовое невежество членов общества, несовершенство системы права и законодательства, отсутствие органов и общественных институтов правового надзора.

«Правовое» и «неправовое» государства отличаются темпами подвижности правовых норм и законов. В правовом государстве они менее подвижны, тогда как в «неправовом» возможна быстрая сменяемость законов и даже самих правовых принципов. Тем не менее именно правовое государство имеет основополагающие предпосылки для дальнейшего развития. Высшим пределом его совершенствования явится постепенный переход к элементам общественного самоуправления в условиях развитой правовой и общей культуры членов общества. Исторически это очень длительный процесс.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Между утопией и реальностью
Привлекая внимание общественности западных стран к различным проблемам, с которыми сталкивается капиталистическое общество, а танин: общечеловеческим, глобальным проблемам, идеологи массовых демократических движений далеко не всегда имеют ...

«Руский вопрос» в период перестройки
«Русский вопрос» включает три связанных между собой группы проблем: одна из них относится к «естественному», как говорят демографы, воспроизводству русского этноса и его физическому здоровью, другая – к его языково-культурному воспроизвод ...

Политические партии и общественные движения как объект социологии политики. Организационное устройство политических партий
Партии относятся к институтам опосредования – они формируются и зарождаются в социальной среде и ориентированы на оказании влияния. Партии были – объединения для поддержки определенной политической фигуры (до 17 в.) Вебер: Партии – как ...