Политология » Институциональные аспекты политики. Сущность и основные функции современных государств » Социально-политические типы государства.

Социально-политические типы государства.
Страница 1

В послевоенное время в мире действовали две основные тенденции в формировании и генезисе государств. Первая – проявлялась в развитии национальной государственности, упрочении суверенитета, вторая - в становлении и укреплении региональных, континентальных и иных государственных группировок и международных организаций. Так, только шестьдесят из нынешних 190 стран существовали в канун ХХ столетия. Большинство получили независимость после 1944 года. За последние годы ООН приняла в свои члены ряд новых государств. И этот процесс, очевидно, будет продолжаться, дополнясь развитием международного сотрудничества, дальнейшим повышением роли ООН в мировых делах.

Тип государства зависит от уровня общественно-экономического и цивилизационного развития того или иного общества и является достаточно устойчивым историческим явлением. Однако форма государственного правления подвижна и зависит от целого комплекса внутренних и внешних причин и их сочетания. Преимущественное воздействие на формирование государственного строя и правления оказывают расстановка классовых сил и экономическое состояние общес­тва. Перевес большинства и социально-экономическое благополу­чие населения лежат в основе демократической формы правления. И наоборот, равновесие противоборствующих общественных сил, а тем более угроза господству власть предержащих ведет к установлению их диктатуры.

Государство во многом определяется совокупностью средств и методов осуществления государственной власти, точнее, государствен­но-правовым режимом. Можно выделить демократическое, автори­тарное и тоталитарное государство.

Так, например, президентская республика предполагает соединение в лице президента полномочий главы государства и правительства, жесткое разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), внепарламентский метод избрания президента, отсутствие института парламентской ответственности правительства, отсутствие у президента права роспуска парламента.

При анализе государственности целесообразно исходить из теории «правового государства». Она заключается в утверждении суве­ренности народа как единственного источника государственной власти, подчинении государства обществу, приоритете права.

Становление правового государства - длительный процесс, зависящий от целого ряда факторов. Наиболее существенными из них являются: уровень социально-экономического и культурного развития общества, наличие исторических традиций правовой жизни правовой культуры, которые приобретаются обществом под воздействием государства и общественной морали на протяжении веков, совершенство самого права, регулирующего общественную жизнь. Правовое государство характеризуется верховенством закона над государственными, судебными органами и всеми гражданами, взаимной правовой ответственностью государства и личности, разделением властей, эффективным контролем со стороны государства и общества за исполнением законов.

Правовое государство - это тот «идеальный тип» государства, к становлению которого стремится прогрессивное человечество. Оно вбирает в себя все лучшее, что есть в богатой мировой теории и практике государственного строительства и права. Какие-то его черты уже давно реализованы в постиндустриальных странах, другие - в стадии воплощения, третьи - разрабатываются. Важно понимать, что усиление и развитие правовых начал в деятельности любого государства не обязательно означает отмену его специфики, своеобразия формы правления и государственного устройства. Правовым государством могут быть и президентская и парламентская республики.

Строго говоря, «неправовых» государств не бывает. В любом государстве существуют определенные законы, другой вопрос - о степени развития системы права, его роли в демократизации общества, об уровне правовой культуры населения страны и т.д.

Тоталитарное государство, в отличие от правового, само является источником права и власти. Для него характерны правовой нигилизм и правовое невежество членов общества, несовершенство системы права и законодательства, отсутствие органов и общественных институтов правового надзора.

«Правовое» и «неправовое» государства отличаются темпами подвижности правовых норм и законов. В правовом государстве они менее подвижны, тогда как в «неправовом» возможна быстрая сменяемость законов и даже самих правовых принципов. Тем не менее именно правовое государство имеет основополагающие предпосылки для дальнейшего развития. Высшим пределом его совершенствования явится постепенный переход к элементам общественного самоуправления в условиях развитой правовой и общей культуры членов общества. Исторически это очень длительный процесс.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Этап реализации управленческих решений
На этом этапе центры власти воплощают в жизнь принятые ими решения. В целом этот этап характеризуется нарастанием конфликтов, ибо решения, которые устраивают далеко не всех субъектов политики, должны быть тем не менее в той или иной степе ...

Содружество Независимых Государств как структурный элемент постсоветской политической системы. Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Незави
После распада СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Причем на мировой карте появилось множество государств, которые либо ранее вообще не существовали (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия), либо имели весьма ог ...

Науки о самой политике
Несколько условно все политические науки можно разделить на две группы: дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и науки, исследующие ее взаимосвязь с остальным миром. К первым относятся политическая философия (в той мере, в к ...