Политология » Политические партии и современные лидеры России » Проблемы осуществления политической власти в России.

Проблемы осуществления политической власти в России.
Страница 1

Проблема разделения властей. Сегодня, по-прежнему, остается сложной социально-политической проблемой взаимодействие раз­деленных властей. Формально разделение вла­стей конституцией предусматривается, но власть президента, как главы государства, или вбирает в себя ряд важнейших функций других ветвей власти, или позволяет осуществлять нейтрализацию нежелательных для себя тен­денций в структурах законодательной, исполнительной и судебной властей.

Крайне важной проблемой остается и разделение власти внутри самих автономных ветвей власти. Речь идет, например, о распре­делении функций и компетенции внутри пра­вительства, разделение парламентов на палаты, представляющие либо разные интересы (на­циональные и общенародные), а также партий­ные и социальные ориентации, либо разделен­ные по уровню компетенции, функциям, пред­ставительству и т. д. Краеугольную роль в сис­теме разделения власти имеет выделение в сфере судебной власти внешнего контрольного органа - конституционного суда, играющего роль арбитра в отношениях между ветвями власти.

Это - один аспект проблемы. Другой же, может быть, еще более важный и харак­терный для России особенно периода нынеш­них преобразований, состоит в том, что разде­ление власти происходит не только на офици­альном уровне. Власть разделяется также меж­ду легальными и открытыми структурами и скрытыми, хотя и легальными. Это деление обычно происходит двояким образом: на скры­тые действия легальных организаций (неглас­ные распоряжения, приказания, решения ми­нистров, мэров и губернаторов, скрытые, но весьма конкретные акции парламентских фракций и/или групп депутатов, закулисная борьба в парламентах и т. д.); на длительно существующие официальные, но, по существу, законспирированные организации (органы безопасности, разведки, контроля и др.), под­линная роль которых в политике скрыта ино­гда и от ее формальных субъектов (влиятель­ные лица в парламентах, министерствах, так называемые "тайные правящие силы" и т. д.).

Любая ветвь власти или ее представи­тели фактически могут делиться влиянием, полномочиями и функциями со сферой неле­гальных, теневых и даже противоправных структур. Речь идет, например, о сращивании теневой экономики, коррумпированных судей, парламентариев, министров и т. д., то есть о создании мафиозных групп. В периоды обще­ственных и политических кризисов все формы скрытого влияния и перераспределения власт­ных полномочий официальных государствен­ных и нелегальных структур могут стать не только весьма распространенными, но и край­не социально опасными. Перераспределение законодательной, исполнительной и судебной власти со скрытыми структурами создает ус­ловия для криминализации политики, репрес­сивных акций, давления на гражданское обще­ство, а в самых крайних проявлениях - для дес­табилизации политической ситуации, верху­шечных заговоров и даже переворотов.

Коррупция в органах власти. Уровень коррупции составляет фактически второй бюджет страны, т.е. в стране существует "вто­рое - теневое - налоговое министерство". Биз­нес живет, по сути, не по законам, а по воле чиновников. Законы, принимаемые на феде­ральном уровне, по большому счету не рабо­тают. Их многообразие, бессистемность, про­тиворечивость, декларативность, нечеткость, обилие отсылочных норм не способствуют подъему экономики, развитию политического процесса.

Криминальный подход к определению сущности российского государства имеет не­сколько разновидностей: государство коррум­пированное, государство мафиозное, государ­ство организованно-преступное. Вывод о кор­румпированной сущности государства обосно­вывается высоким уровнем взяточничества, злоупотребления служебным положением, хи­щениями и т. п. Действительно, по рейтингу коррумпированности чиновников и политиков Россия сегодня находится в десятке самых не­благополучных стран мира, соседствуя с таки­ми государствами, как Венесуэла, Камерун, Индия и Индонезия.

Действительно, влияние на властные структуры государства основных финансовых групп очень сильно. Оно осуществляется не­сколькими путями: вхождение олигархов во власть (В. Потанин, Б. Березовский и др.), де­легирование на министерские посты предста­вителей олигархии, все большая зависимость правительства от финансовых ресурсов, кон­тролируемых олигархией, и т.п. Олигархи на­стояли на создании так называемого Совета экономического взаимодействия. В него долж­ны были войти десять представителей деловых кругов и столько же представителей прави­тельства. Совет должен был выработать реко­мендации правительству по вопросам эконо­мической политики. Смена правительства не позволила им учредить этот орган.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Государственное управление как система.
Государственное управление функционирует не в виде отдельных элементов, а как единое, взаимосвязанное их образование, т.е. системно. Системный подход к изучению государственного управления позволяет осмыслить его как функционирование неск ...

Основное содержание принципа разделения властей.
Какими бы ни были разными варианты механизма действия принципа разделения властей теория в основе определяет следующее его содержание. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государстве ...

Право в философии М. Штирнера
Под правом Штирнер понимал «дух общества». «Если общество имеет волю, – писал он, – то эта воля – право»[5]. Он полагал, что право порождается обществом: «все право и вся власть принадлежат совокупности народа . Совокупность всегда первен ...