Политология » Политические партии и современные лидеры России » Проблемы осуществления политической власти в России.

Проблемы осуществления политической власти в России.
Страница 1

Проблема разделения властей. Сегодня, по-прежнему, остается сложной социально-политической проблемой взаимодействие раз­деленных властей. Формально разделение вла­стей конституцией предусматривается, но власть президента, как главы государства, или вбирает в себя ряд важнейших функций других ветвей власти, или позволяет осуществлять нейтрализацию нежелательных для себя тен­денций в структурах законодательной, исполнительной и судебной властей.

Крайне важной проблемой остается и разделение власти внутри самих автономных ветвей власти. Речь идет, например, о распре­делении функций и компетенции внутри пра­вительства, разделение парламентов на палаты, представляющие либо разные интересы (на­циональные и общенародные), а также партий­ные и социальные ориентации, либо разделен­ные по уровню компетенции, функциям, пред­ставительству и т. д. Краеугольную роль в сис­теме разделения власти имеет выделение в сфере судебной власти внешнего контрольного органа - конституционного суда, играющего роль арбитра в отношениях между ветвями власти.

Это - один аспект проблемы. Другой же, может быть, еще более важный и харак­терный для России особенно периода нынеш­них преобразований, состоит в том, что разде­ление власти происходит не только на офици­альном уровне. Власть разделяется также меж­ду легальными и открытыми структурами и скрытыми, хотя и легальными. Это деление обычно происходит двояким образом: на скры­тые действия легальных организаций (неглас­ные распоряжения, приказания, решения ми­нистров, мэров и губернаторов, скрытые, но весьма конкретные акции парламентских фракций и/или групп депутатов, закулисная борьба в парламентах и т. д.); на длительно существующие официальные, но, по существу, законспирированные организации (органы безопасности, разведки, контроля и др.), под­линная роль которых в политике скрыта ино­гда и от ее формальных субъектов (влиятель­ные лица в парламентах, министерствах, так называемые "тайные правящие силы" и т. д.).

Любая ветвь власти или ее представи­тели фактически могут делиться влиянием, полномочиями и функциями со сферой неле­гальных, теневых и даже противоправных структур. Речь идет, например, о сращивании теневой экономики, коррумпированных судей, парламентариев, министров и т. д., то есть о создании мафиозных групп. В периоды обще­ственных и политических кризисов все формы скрытого влияния и перераспределения власт­ных полномочий официальных государствен­ных и нелегальных структур могут стать не только весьма распространенными, но и край­не социально опасными. Перераспределение законодательной, исполнительной и судебной власти со скрытыми структурами создает ус­ловия для криминализации политики, репрес­сивных акций, давления на гражданское обще­ство, а в самых крайних проявлениях - для дес­табилизации политической ситуации, верху­шечных заговоров и даже переворотов.

Коррупция в органах власти. Уровень коррупции составляет фактически второй бюджет страны, т.е. в стране существует "вто­рое - теневое - налоговое министерство". Биз­нес живет, по сути, не по законам, а по воле чиновников. Законы, принимаемые на феде­ральном уровне, по большому счету не рабо­тают. Их многообразие, бессистемность, про­тиворечивость, декларативность, нечеткость, обилие отсылочных норм не способствуют подъему экономики, развитию политического процесса.

Криминальный подход к определению сущности российского государства имеет не­сколько разновидностей: государство коррум­пированное, государство мафиозное, государ­ство организованно-преступное. Вывод о кор­румпированной сущности государства обосно­вывается высоким уровнем взяточничества, злоупотребления служебным положением, хи­щениями и т. п. Действительно, по рейтингу коррумпированности чиновников и политиков Россия сегодня находится в десятке самых не­благополучных стран мира, соседствуя с таки­ми государствами, как Венесуэла, Камерун, Индия и Индонезия.

Действительно, влияние на властные структуры государства основных финансовых групп очень сильно. Оно осуществляется не­сколькими путями: вхождение олигархов во власть (В. Потанин, Б. Березовский и др.), де­легирование на министерские посты предста­вителей олигархии, все большая зависимость правительства от финансовых ресурсов, кон­тролируемых олигархией, и т.п. Олигархи на­стояли на создании так называемого Совета экономического взаимодействия. В него долж­ны были войти десять представителей деловых кругов и столько же представителей прави­тельства. Совет должен был выработать реко­мендации правительству по вопросам эконо­мической политики. Смена правительства не позволила им учредить этот орган.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Социальные и экономические черты
Тоталитаризм пытается создать адекватную себе социальную структуру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, дихотомически делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно ...

Особенности проведения и социологического сопровождения избирательных кампаний в современной России особенности проведения избирательной кампании избирательное законодательство меняется почти под ка
Использование административного ресурса детерминирует избирательный процесс. Медведев. Если кандидата поддерживает администрация, пол дела сделано. Участие партии власти, ее доминирование. Люди плохо ходят на выборы (абсентеизм). Сейча ...

Председатель КНР
Председатель КНР совместно с Постоянным Комитетом ВСНП осуществляют высшую государственную власть в стране. Председатель КНР на основании решений ВСНП и его Постоянного Комитета опубликовывает законы, производит назначения и смещения в со ...