Политология » Прогрессивные идеи политической справедливости » Справедливость с политическим аспектом

Справедливость с политическим аспектом

В современных обществах "справедливость понимается как высшая степень совместимости многообразных интересов. Основной критерий справедливости - максимум свободы для возможно большего числа индивидов".

В современном мире справедливость есть не более чем компромисс между социальными группами, артикулирующими свои интересы с помощью выборов, референдумов, институтов “прямой демократии” и т.д.

Импульсом для появления концепций о справедливости в качестве политической проблемы является моральное неприятие сложившегося положения, т.е. констатация несправедливости общества. Дискурс справедливости ориентирован на коррекцию существующих в обществе естественно-политических оснований в пользу более легитимных.

В России не существует теоретического дискурса справедливости, а отдельные работы, затрагивающие тему политической справедливости в России, “исходят из различных теоретических оснований и не создают поле дискуссии".

В качестве причин отсутствия данного дискурса отечественные исследователи называют постсоветскую деидеологизацию российской политики, неразвитость политической философии, увлечение поисками “национальной идеи” в ущерб идее справедливости и т.п.

В демократической традиции принято считать, что политическая справедливость выражается через принцип общего блага, или государственный политический интерес. Проблема справедливости не может быть поднята властной элитой, которая по определению заинтересована в стабилизации существующего политического порядка.

Дискурс справедливости является прерогативой широкой оппозиции, связанной с альтернативными версиями современности, которые содержатся в т. ч. и внутри нее самой.

В современной России антиутопично сознание не только властной элиты, но и оппозиции. Какой бы критике ни подвергала она отдельные недостатки постсоветской действительности, в целом эта действительность ее устраивает.

Сегодня в России отсутствуют организованные формы влияния социальных групп, неудовлетворенных сложившимся положением вещей, на политику.

Налицо тенденция к деполитизации публичной сферы. В этих условиях дискурс справедливости, предполагающий вовлечение в публичную политику широких слоев населения с целью изменения несправедливого статус-кво, неизбежно отодвигается на задний план, уступая место дискурсу стабильности.

Реформы 1990-х годов привели к крушению базовых ценностей советского общества. В ситуации всеобщего распада революционный по своей сути дискурс справедливости неуместен. Однако условия для нравственной рефлексии по поводу современной российской политики сегодня имеются.

При благоприятной экономической конъюнктуре проблема справедливости сразу же актуализируется: “"Революция свободы" 1991 г. не завершена без "революции справедливости" и, строго говоря, является лишь ее преддверием".

Пока люди добровольно принимают налагаемые на них ограничения и запреты в обмен на набор неких прав, они считают сложившийся порядок вещей справедливым.

Однако нарастающее отторжение статус-кво, которое наблюдается в России, неизбежно приведет к усилению влияния утопического дискурса справедливости.

В последние годы обсуждение проблемы справедливости в России постепенно приобретает характер реального общественного процесса. Выделяются консервативный, этнократический, социал-демократический, центристский и коммунитаристский проекты, в рамках которых сформировались или формируются особенности образа справедливого общественно-политического устройства.


Другие статьи:

Отличительные черты либеральной демократии
Настороженное отношение либерализма к массам повлияло на либеральную демократию, которая явилась как бы сплавом либеральной идеи ограничения произвола власти с помощью индивидуальных прав и демократического принципа народного суверенитета ...

Объективная и субъективная стороны лидерства
Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством и называемые «протолидерством», встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни, например в стадах обезьян или ...

Транспорт и связь
За январь-октябрь 2006 года предприятиями пассажирского транспорта перевезено 40,4 млн. человек (98,5% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе: ОАО «АПОПАТ» – 25,6 млн.чел. и Альметьевское троллейбусное управление – 14,8 млн. ч ...