Политология » Политические партии и современные лидеры России » Проблемы осуществления политической власти в России.

Проблемы осуществления политической власти в России.
Страница 2

Проблема российского федерализма. Верно утверждение, что реформы в России пойдут только тогда, когда реально заработает полноценное местное самоуправление.

В России трехуровневая федерация - Центр, органы государственной власти субъек­тов Федерации, местное самоуправление. Ме­стная власть законодательно задумывается двухуровневой: на первом - сельские и город­ские поселения, на верхнем - муниципальный район или городской округ, состоящие из не­скольких поселений. Но в целом реформа ме­стного самоуправления может быть реализована либо в интересах людей (как подлинное са­моуправление - самоуправление граждан на территории проживания), либо в интересах государства (как обеспечение контроля за дей­ствиями поселений).

В последние годы постоянно снижается доля регионов в консолидированном бюджете, т. е. происходит обескровливание бюджетов субъектов Федерации, муниципальных образо­ваний. Высказывается мнение, что необходимо не вести речи о выравнивании условий жизни населения разных регионов посредством бюд­жетных вливаний и перераспределения средств через федеральный бюджет, а вырабатывать механизмы, способствующие преодолению их отсталости, повышению уровня финансовой обеспеченности, уменьшению бюджетной за­висимости на базе динамичного развития эко­номики регионов. И это - именно одна из глав­ных задач государства. В то же время, необхо­дима выработка и общегосударственных ми­нимальных социальных стандартов, финанси­рование которых из федерального бюджета с учетом особенностей субъектов Федерации должно составлять основу муниципальных бюджетов. Иначе постоянное и растущее "от­сасывание" денег из регионов и местных орга­нов власти может привести - да местами уже и приводит - к социальному протесту.

Если рассматривать организацию мест­ного самоуправления как фактор формирова­ния гражданского общества, то нужно, прежде всего, иметь в виду, что примерно на 70 % тер­ритории страны сегодня оно попросту отсутст­вует. И у властей это особых проблем, каза­лось бы, не вызывает. Более того, в самом ре­формировании-то многие из власть предержа­щих не ахти, как и заинтересованы. Прежнее, хотя и ущербное, самоуправление в виде Сове­тов распалось, а нового так и не было создано за все годы преобразований. Нынешние губер­наторы, в большинстве своем, естественно, против развития самоуправления мест, ибо са­ми уже привыкли все держать в собственных руках и ни о каком перераспределении власти не хотят и слышать. В некоторых регионах, например, областная власть вообще стремится отобрать у органов местного самоуправления реальные права распоряжаться существенной частью имущества и управление финансами.

Правительство Российской Федерации, настроенное решать лишь тактические задачи, также не видит необходимости развивать ме­стное самоуправление, ибо становление по­следнего потребует каких-то шагов в поддерж­ку, т. е. создания механизмов, в чем-то заме­няющих его собственные действия. Относи­тельно же стратегии развития страны прави­тельство само еще никак не может определить­ся, а не то, чтобы растолковать это обществу.

Проблема политической активности населения. Общим местом является тезис, со­гласно которому демократические преобразо­вания в стране не могут быть реализованы без самой активной поддержки населения. В об­ществе все более растет понимание того, что выход, рывок, видимо, невозможны без значи­тельной активизации масс, пробуждения насе­ления от спячки, в которой оно пребывает. А ведь это означает совсем иную политику. Это означает прямое обращение власти к нации, объяснение народу, в каком положении страна, что к этому привело, предложение обсудить ситуацию, совместно найти оптимальные пути выхода. Только тогда возможно рассчитывать на активную поддержку людей. А иначе все попытки осуществления преобразования пре­вращаются в "насильственное осчастливливание народа", что мы уже проходили.

Принадлежит ли власть народу, много ли народовластия в России? Едва ли не все принципы, права и свободы, составляющие неотъемлемые черты современ­ной демократии, признаны и зафиксированы Конституцией и другими правовыми актами Российской Федерации. Это и суверенитет на­рода, и признание человека высшей ценно­стью, верховенство закона, равенство всех граждан перед судом, плюрализм интересов и взглядов. Однако фактов этому мало. Кризисные ситуа­ции в различных сферах (экономической, по­литической, идеологической, судебно-правовой и т. п.) тому подтверждение.

Государственная власть принадлежит государству, его органам. Ее реальные рычаги находятся в руках узкой группы людей, пре­имущественно из окружения главы государст­ва. Между кланами и должностными лицами, принадлежащими к той или иной группировке, ведется борьба. Властные полномочия исполь­зуются произвольно. Это влечет за собой от­чуждение общества от власти. Оно возникает вследствие одностороннего подчинения граж­дан правилам и предписаниям, регламенти­рующим

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Концепция государства в философии М. Штирнера
Идея отрицания государства – основная концепция, которая объединяет всех представителей анархизма. М. Штирнер считал его общественным злом, орудием человеческой несвободы, которое должно быть, сразу или в будущем уничтожено. Идея государс ...

Народничество: идеология и политическая деятельность.
Основные положения теории "русского социализма" разработал Александр Иванович Герцен (1812—1870). Главным для Герцена был поиск форм и методов соединения абстрактных идей социализма с реальными общественными отношениями, способо ...

Концепция Ф. Фукуямы «конец истории»
Фрэнсис Фукуяма – американец японского происхождения. Он родился 27 октября 1952 года в Чикаго. В 1974 году он окончил Корнеллский университет, а в 1977 получил в Гарварде степень доктора политических наук. Его карьера началась в Управлен ...