Политология » Политические партии и современные лидеры России » Проблемы осуществления политической власти в России.

Проблемы осуществления политической власти в России.
Страница 2

Проблема российского федерализма. Верно утверждение, что реформы в России пойдут только тогда, когда реально заработает полноценное местное самоуправление.

В России трехуровневая федерация - Центр, органы государственной власти субъек­тов Федерации, местное самоуправление. Ме­стная власть законодательно задумывается двухуровневой: на первом - сельские и город­ские поселения, на верхнем - муниципальный район или городской округ, состоящие из не­скольких поселений. Но в целом реформа ме­стного самоуправления может быть реализована либо в интересах людей (как подлинное са­моуправление - самоуправление граждан на территории проживания), либо в интересах государства (как обеспечение контроля за дей­ствиями поселений).

В последние годы постоянно снижается доля регионов в консолидированном бюджете, т. е. происходит обескровливание бюджетов субъектов Федерации, муниципальных образо­ваний. Высказывается мнение, что необходимо не вести речи о выравнивании условий жизни населения разных регионов посредством бюд­жетных вливаний и перераспределения средств через федеральный бюджет, а вырабатывать механизмы, способствующие преодолению их отсталости, повышению уровня финансовой обеспеченности, уменьшению бюджетной за­висимости на базе динамичного развития эко­номики регионов. И это - именно одна из глав­ных задач государства. В то же время, необхо­дима выработка и общегосударственных ми­нимальных социальных стандартов, финанси­рование которых из федерального бюджета с учетом особенностей субъектов Федерации должно составлять основу муниципальных бюджетов. Иначе постоянное и растущее "от­сасывание" денег из регионов и местных орга­нов власти может привести - да местами уже и приводит - к социальному протесту.

Если рассматривать организацию мест­ного самоуправления как фактор формирова­ния гражданского общества, то нужно, прежде всего, иметь в виду, что примерно на 70 % тер­ритории страны сегодня оно попросту отсутст­вует. И у властей это особых проблем, каза­лось бы, не вызывает. Более того, в самом ре­формировании-то многие из власть предержа­щих не ахти, как и заинтересованы. Прежнее, хотя и ущербное, самоуправление в виде Сове­тов распалось, а нового так и не было создано за все годы преобразований. Нынешние губер­наторы, в большинстве своем, естественно, против развития самоуправления мест, ибо са­ми уже привыкли все держать в собственных руках и ни о каком перераспределении власти не хотят и слышать. В некоторых регионах, например, областная власть вообще стремится отобрать у органов местного самоуправления реальные права распоряжаться существенной частью имущества и управление финансами.

Правительство Российской Федерации, настроенное решать лишь тактические задачи, также не видит необходимости развивать ме­стное самоуправление, ибо становление по­следнего потребует каких-то шагов в поддерж­ку, т. е. создания механизмов, в чем-то заме­няющих его собственные действия. Относи­тельно же стратегии развития страны прави­тельство само еще никак не может определить­ся, а не то, чтобы растолковать это обществу.

Проблема политической активности населения. Общим местом является тезис, со­гласно которому демократические преобразо­вания в стране не могут быть реализованы без самой активной поддержки населения. В об­ществе все более растет понимание того, что выход, рывок, видимо, невозможны без значи­тельной активизации масс, пробуждения насе­ления от спячки, в которой оно пребывает. А ведь это означает совсем иную политику. Это означает прямое обращение власти к нации, объяснение народу, в каком положении страна, что к этому привело, предложение обсудить ситуацию, совместно найти оптимальные пути выхода. Только тогда возможно рассчитывать на активную поддержку людей. А иначе все попытки осуществления преобразования пре­вращаются в "насильственное осчастливливание народа", что мы уже проходили.

Принадлежит ли власть народу, много ли народовластия в России? Едва ли не все принципы, права и свободы, составляющие неотъемлемые черты современ­ной демократии, признаны и зафиксированы Конституцией и другими правовыми актами Российской Федерации. Это и суверенитет на­рода, и признание человека высшей ценно­стью, верховенство закона, равенство всех граждан перед судом, плюрализм интересов и взглядов. Однако фактов этому мало. Кризисные ситуа­ции в различных сферах (экономической, по­литической, идеологической, судебно-правовой и т. п.) тому подтверждение.

Государственная власть принадлежит государству, его органам. Ее реальные рычаги находятся в руках узкой группы людей, пре­имущественно из окружения главы государст­ва. Между кланами и должностными лицами, принадлежащими к той или иной группировке, ведется борьба. Властные полномочия исполь­зуются произвольно. Это влечет за собой от­чуждение общества от власти. Оно возникает вследствие одностороннего подчинения граж­дан правилам и предписаниям, регламенти­рующим

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Правовое социальное государство. Понятие правового государства
Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать инд ...

Соотношений понятий «политический класс», «политическая элита», «правящая элита», «бюрократия»
Синонимичное основному ее термину – “элита” – понятие политический класс ввел в научный лексикон итальянский ученый Г.Моска, само же понятие “элита” обязано своим появлением в словаре социологии и политической науки его соотечественнику В ...

Особенности политической психологии
Отражая и интерпретируя политику в эмоционально-чувственной форме, политическая психология представляет собой т.н. «практический» тип политического сознания. Если, к примеру, идеология является продуктом специализированного сознания, плод ...