Политология » Политические партии и современные лидеры России » Легальность и легитимность политической власти.

Легальность и легитимность политической власти.
Страница 1

Легальность: Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений с помощью установленных законом процедур. Легальная власть – это политическая власть, носящая правовой характер. Она называется еще разумно узаконенной, поскольку господство связано с верой в правильность юридических норм и необходимость

их выполнения. Подчиненные следуют обезличенным нормам, принципам и правилам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто наделен соответствующими полномочиями. Один руководитель может проявлять себя как выдающаяся личность, быть даже харизматическим, но подчиняться будут другому — серому, не выдающемуся, но поставленному сверху. Часто бывает и так, что подчиненные моментально перенастраиваются, когда начальником отдела назначают нового руководителя, хотя со старым они проработали 20 лет и он вроде бы является для них традиционным лидером. Уволенному и любимому начальнику они выразят сочувствие и горячую поддержку, но его приказы уже никто выполнять не будет. Это признак того, что в данном общее верховодит всем не традиция или харизма, а закон, приказ, постановление.

В демократическом государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Легитимность здесь основана на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельной личности. При легальном типе власти каждый служащий получает фиксированное жалованье.

Легитимность: Важное значение для политической стабильности и поддержки лидеров имеет концепция легитимности (законно­сти) власти. Законность власти можно определить как степень естественного признания населением страны систе­мы, к которой она принадлежит. Государство может быть легитимным, если граждане чувствуют, что оно оправдыва­ет их надежды.

Власть обретает законность тремя способами:

1) благодаря традиции, иначе говоря, благодаря

тому,

что она всегда обладала законностью. Правооснование власти в монархи­ческом обществе принадлежит к этому типу, в силу призна­ния правомерности системы законов, в условиях которой субъекты пришли к власти и отправляют свои обязанности;

2) на базе харизмы, веры в руководителя, которому приписы­вают выдающиеся личные достоинства (возможен элемент обожествления). Такая вера может возникнуть в результате появления лидеров, имеющих исключительный талант.

3) на принципе рациональности, с помощью которого устанавливается политическая власть.

Для поддержки властей и режима очень важно утвердить в обществе сознание законности власти, ее носителей. Именно вера в законность режима обеспечивает стабиль­ность политической системы, всех властных отношений. Объектами легитимности выступают: политические элиты, административный персонал, нормы и структуры режима. Источниками легитимности являются:

основополагающие идеологические принципы, приверженность структуре и нормам режима, преданность конкретным авторитетам. Показателями легитимности являются:

уровень принужде­ния, применяемый для проведения политики в жизнь; на­личие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения, а также резуль­таты выборов, референдумов, массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции).

Политические отношения на определенных этапах раз­вития могут привести к кризису легитимности, корни ко­торого следует искать в характере изменений в обществе. Кризис легитимности чаще всего возникает тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опас­ность, когда прогрессивные требования основных групп об­щества не воспринимаются политической системой. Кри­зис может возникнуть и в обновленной общественной структуре, если системе в течение длительного времени не удается оправдать надежды широких общественных слоев.

Для поддержания законности власти используются раз­личные средства и методы: изменение законодательства и государственного управления; создание такой политиче­ской системы, законность которой основана на традициях;

харизматические лидеры; успешное осуществление госу­дарственной политики и программ; поддержание законно­сти и правопорядка в стране.

Функционирование политических систем свидетельст­вует о том, что все они сталкиваются с проблемами закон­ности, успешное решение которых укрепляет жизнеспособ­ность политических институтов, обеспечивает стабиль­ность и эффективность их функционирования. Очевидно, некоторые государства исчезли с политической карты мира потому, что

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Почему функции культурологии не являются тождественными функциям, которые выполняет культура?
Почему функции культурологии не являются тождественными функциям, которые выполняет культура? Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы должны определить, что же такое культура и какие ее функции; и что такое культурология и ее функции. ...

Религиозные истоки ненасилия
Уже многие века лучшие умы человечества озабочены проблемой устранения насилия из политической и общественной жизни. Впервые идеи ненасилия зародились в глубокой древности в недрах религиозной мысли — в буддизме, индуизме, конфуцианстве, ...

Суверенитет
В большинстве современных подходов к легитимности цен­тральное место занимает идея суверенитета. Иначе и быть не мо­жет, поскольку она затрагивает такие ключевые вопросы, как ис­точник и природа верховной власти. Трудно установить источни ...