Политология » Политические партии и современные лидеры России » Легальность и легитимность политической власти.

Легальность и легитимность политической власти.
Страница 1

Легальность: Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений с помощью установленных законом процедур. Легальная власть – это политическая власть, носящая правовой характер. Она называется еще разумно узаконенной, поскольку господство связано с верой в правильность юридических норм и необходимость

их выполнения. Подчиненные следуют обезличенным нормам, принципам и правилам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто наделен соответствующими полномочиями. Один руководитель может проявлять себя как выдающаяся личность, быть даже харизматическим, но подчиняться будут другому — серому, не выдающемуся, но поставленному сверху. Часто бывает и так, что подчиненные моментально перенастраиваются, когда начальником отдела назначают нового руководителя, хотя со старым они проработали 20 лет и он вроде бы является для них традиционным лидером. Уволенному и любимому начальнику они выразят сочувствие и горячую поддержку, но его приказы уже никто выполнять не будет. Это признак того, что в данном общее верховодит всем не традиция или харизма, а закон, приказ, постановление.

В демократическом государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Легитимность здесь основана на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельной личности. При легальном типе власти каждый служащий получает фиксированное жалованье.

Легитимность: Важное значение для политической стабильности и поддержки лидеров имеет концепция легитимности (законно­сти) власти. Законность власти можно определить как степень естественного признания населением страны систе­мы, к которой она принадлежит. Государство может быть легитимным, если граждане чувствуют, что оно оправдыва­ет их надежды.

Власть обретает законность тремя способами:

1) благодаря традиции, иначе говоря, благодаря

тому,

что она всегда обладала законностью. Правооснование власти в монархи­ческом обществе принадлежит к этому типу, в силу призна­ния правомерности системы законов, в условиях которой субъекты пришли к власти и отправляют свои обязанности;

2) на базе харизмы, веры в руководителя, которому приписы­вают выдающиеся личные достоинства (возможен элемент обожествления). Такая вера может возникнуть в результате появления лидеров, имеющих исключительный талант.

3) на принципе рациональности, с помощью которого устанавливается политическая власть.

Для поддержки властей и режима очень важно утвердить в обществе сознание законности власти, ее носителей. Именно вера в законность режима обеспечивает стабиль­ность политической системы, всех властных отношений. Объектами легитимности выступают: политические элиты, административный персонал, нормы и структуры режима. Источниками легитимности являются:

основополагающие идеологические принципы, приверженность структуре и нормам режима, преданность конкретным авторитетам. Показателями легитимности являются:

уровень принужде­ния, применяемый для проведения политики в жизнь; на­личие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения, а также резуль­таты выборов, референдумов, массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции).

Политические отношения на определенных этапах раз­вития могут привести к кризису легитимности, корни ко­торого следует искать в характере изменений в обществе. Кризис легитимности чаще всего возникает тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опас­ность, когда прогрессивные требования основных групп об­щества не воспринимаются политической системой. Кри­зис может возникнуть и в обновленной общественной структуре, если системе в течение длительного времени не удается оправдать надежды широких общественных слоев.

Для поддержания законности власти используются раз­личные средства и методы: изменение законодательства и государственного управления; создание такой политиче­ской системы, законность которой основана на традициях;

харизматические лидеры; успешное осуществление госу­дарственной политики и программ; поддержание законно­сти и правопорядка в стране.

Функционирование политических систем свидетельст­вует о том, что все они сталкиваются с проблемами закон­ности, успешное решение которых укрепляет жизнеспособ­ность политических институтов, обеспечивает стабиль­ность и эффективность их функционирования. Очевидно, некоторые государства исчезли с политической карты мира потому, что

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Плюралистическая теория демократии. Группа как главный субъект политики
На этот вопрос среди политологов имеются различные варианты ответов. Пожалуй, преобладающий среди них выражает плюралистическая концепция демократии. Ее виднейшие представители — Г. Ласки, Д. Труман, Е. Фраэнкель, Р. Даль. В важнейшем во ...

Политика вне морали
Гипертрофированным отражением различий политики и морали является подход к их взаимоотношению, отделяющий эти две области общественной жизни друг от друга. Согласно этому (второму) подходу, политика и мораль автономны и не должны вмешиват ...

Слабости теории и практики плюралистической демократии
Плюралистическая теория демократии нашла признание и применение во многих странах мира. Однако ее идеи не бесспорны и подвергаются критике. Одним из исходных недостатков этой теории нередко считают идеализацию действительности, преувеличе ...