Политология » Переход от диктатуры к демократии в Испании

Переход от диктатуры к демократии в Испании
Страница 8

Франко не изменил своего отношения к Хуану Карлосу как будущему королю даже после того, как 18 марта 1972 г. состоялась свадьба его внучки с принцем Ъльфонсом. Франко признался, что уж очень ему хотелось видеть свою любимую внучку принцессой. Но не более того: при безусловном уважении к желаниям своей обожаемой супруги, диктатор не смешивал дела семейные с благом государства, как он его понимал. То, что Франко предпочел Хуана Карлоса кандидатуре иммобилистов Ъльфонсо, имело последствия для Испании, вряд ли предвиденные диктатором и не сразу оцененные современниками.

Уже будучи королем, Хуан Карлос, отвечая на вопрос своего биографа маркиза Хосе <уиса де,илальонга, как Испания могла перейти от почти сорокалетней диктатуры к демократии с конституционным королем во главе и все это произошло без больших волнений и потрясений, ответил, что, когда он взошел на трон, у него на руках были две важные карты. Первая — несомненная поддержка армии. Армия была всесильна, а она повиновалась королю, поскольку он был назначен Франко. «Ъ в армии приказы Франко даже после его смерти не обсуждались». Вторая карта — мудрость народа, «ц унаследовал страну, которая познала 40 лет мира, и на протяжении этих 40 лет сформировался могучий и процветающий средний класс. Социальный класс, который в короткое время превратился в становой хребет моей страны». В данном контексте Хуан Карлос ничего не сказал о своей роли в утверждении института монархии и придания ей демократического облика.

В свое время Хуан Карлос приложил немало усилий, чтобы убедить испанцев, что монархия может быть полезна для страны. И это ему удалось еще и потому, что к тому времени, когда ответ на вопрос «После Франко, что?» из области предположений перешел на твердую почву практической политики, в общественном сознании большинства испанцев произошли кардинальные перемены: на смену идеологии конфронтации, этого наследия гражданской войны, пришла идея национального консенсуса.

24 февраля 1975 г., за несколько месяцев до смерти Франко, М.'уньон де <ара в интервью журналу «Мамбио-16» назвал «выход на авансцену тех, кто не участвовал в гражданской войне, наиболее примечательной чертой второй половины 50-х годов». Известный историк имел в виду не только раздававшиеся в среде, близкой к режиму гуманитарной интеллигенции, призывы к наведению мостов между «победителями» и «побежденными». А именно так была воспринята основная идея книги П.<айна кнтральго «Испания как проблема», что пришло время примирения двух противостоящих традиций в испанской культуре — «традиционализма» и «прогрессизма». Но и то, что начиная со студенческих волнений в феврале 1956 г. демаркационная линия проходила не по привычной полосе — сыновья и дочери «победителей» и «побежденных» часто оказывались в одном лагере.

Франко со свойственной ему интуицией решил перехватить носившуюся в воздухе идею примирения «двух Испании». Материальным воплощением того, как диктатор представлял себе преодоление пропасти между «двумя Испаниями», служит мемориальный комплекс в «Долине павших», сооруженный в 1959 г. в горах в нескольких милях от Эскориала, куда были перенесены останки основателя фаланги Хосе Антонио Примо де Риверы и где был перезахоронен прах «победителей» и «побежденных».

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Другие статьи:

Соотношение социального и правового принципов
Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества — стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым со ...

Гражданское общество
Одной из важнейших составляющих концепции правового государства, его социальной основой и необходимой предпосылкой стало понятие «гражданское общество». Термин «гражданское общество» можно трактовать как в широком, так и в узком смысле. ...

Формы и разновидности политического участия
Многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, религиозная принадлежность, образование и т.д.), режима правления (и, следовательно, набора тех сре ...