Политология » Переход от диктатуры к демократии в Испании

Переход от диктатуры к демократии в Испании
Страница 5

В 1962 г. министром информации был назначен Мануэль Фрага Иррибарне, сменив на этом посту Ъриаса 'алгадо. Преданный Франко фалангист был уволен лишь за то, что в печать просочились сведения об акции в Мюнхене, хотя и в окарикатуренном виде: 5-6 июня 1962 г. около 100 лидеров оппозиции собрались в Мюнхене, задавшись целью определить свое отношение к дебатировавшемуся вопросу о возможности вступления в «Общий рынок». Впервые с 1936 г. за одним столом собрались те, кто относил себя к лагерю «победителей», и те, кто во имя спасения от террора вынужден был вкусить горький хлеб эмиграции.

Они собрались, чтобы заявить, что до вхождения в «Общий рынок» в стране должна быть проведена амнистия и восстановлены гражданские свободы.

Фрага Иррибарне, профессор, директор Института испанской культуры в начале 50-х гг., формально фалангист, был убежден, что пришло время внести коррективы в законы о печати, приспособив их к стремительно менявшимся настроениям в обществе. Он избрал путь частичной либерализации опеки над прессой, что имело такие последствия для судеб режима, о которых едва ли догадывался диктатор, согласившись ослабить вожжи цензуры.

В отличие от опусдеистов-технократов, полагавших, что модернизация экономики создает достаточные условия для политической стабильности режима, "рага, как и министр иностранных дел -ГЬастиэлья, был сторонником умеренной политической либерализации режима.

Впервые Фрага передал Франко проект нового закона о прессе 23 января 1964 г. Первоначально судьба проекта складывалась неудачно: диктатор неоднократно выражал сомнения, нуждается ли политика в отношении информации в либерализации. Но Фрага был настойчив. Он последовательно представлял Франко один проект за другим, которые диктатор последовательно отвергал: он опасался, как бы свобода не обернулась распущенностью, как это можно видеть в демократических странах. Он не раз повторял, что в Испании не может существовать та же свобода прессы, как в других странах, Англии или Соединенных Штатах, где публика более сдержанная и менее страстная, чем в нашей стране.

Наконец, проект закона был представлен на заседание правительства 13 августа 1965 г. и вызвал резкие возражения со стороны «старой гвардии». Тем не менее в феврале 1966 г. проект закона был внесен в кортесы и почти без обсуждения был одобрен 15 марта 1966 г.

Новые перемены были неизбежны, на них настаивала не только крепнущая день ото дня оппозиция, но и те, кто принадлежал к «системе». Коль скоро перемены были неизбежны, Франко постарался поставить их под контроль, канализировав их в русло, приемлемое для режима.

Диктатор остался верен своему убеждению, что парламентаризм и конституционализм, как его понимали в странах Западной Европы, да и Испании до 1939 г., не подходят для его страны, поскольку противоречат ее историческим традициям. Но к 1965 г. он все больше склонялся к тому, чтобы уступить давлению Фраги и.ГЬастиэлья и дать согласие на разработку «Органического закона», допускавшего некоторую либерализацию режима. ЕЬинистр иностранных дел.ГЬастиэлья полагал, что это улучшит международные позиции Испании, а Фрага был убежден, что с принятием нового закона его концепция постепенной политической либерализации режима обретет правовую базу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другие статьи:

Почему функции культурологии не являются тождественными функциям, которые выполняет культура?
Почему функции культурологии не являются тождественными функциям, которые выполняет культура? Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы должны определить, что же такое культура и какие ее функции; и что такое культурология и ее функции. ...

Методы политологии
Общепризнано, что методы исследования - это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории. В современной политической науке, существует два уровня методологических исследований: теоретический и прикладной. Все зависит, как пр ...

Партиципаторная демократия
Под влиянием усилившейся критики репрезентативной демократии, ее действительной удаленности от идеала народовластия как свободного и равного активного участия граждан в политике в 60—70-х гг. XX в. получили широкое распространение и реаль ...