Политология » Переход от диктатуры к демократии в Испании

Переход от диктатуры к демократии в Испании
Страница 6

В октябре 1966 г. проект закона был представлен в кортесы, но только 22 ноября началась дискуссия. Большую часть доклада Франко прочел сам, как бы подчеркивая тем самым, что инициатива разработки проекта принадлежала ему.

14 декабря 1966 г. состоялся референдум: 88 процентов избирателей, принявших участие в голосовании, проголосовали за «Органический закон», а в январе 1967 г. Испания должна была жить по его установлениям. По новому закону из 564 прокурадоров (депутатов) кортесов избирались соответствующими корпорациями: «вертикальными профсоюзами», муниципалитетами, университетами и т.д., либо назначались главой государства, 108 прокурадоров избрались главами семей.

«Новый органический закон» сохранил все основные положения «Закона о наследовании» 1947 г., в соответствии с которым Испания провозглашалась королевством. Подтверждались принципы назначения короля или регента. Им мог стать испанец и католик королевской крови, старше 30 лет, верный принципам «Национального движения». Многие из тех, кто проголосовал за новый закон, надеялись на ускорение процесса перехода от диктатуры к монархии. Тем более, что в отличие от 1947 г., речь могла идти уже не от абстрактном образе будущего монарха, а о весьма конкретной фигуре — Хуане Карлосе де Бурбон.

Известно, что Дон Хуан Барселонский, сын Альфонса XIII, признавал право на отцовский трон только за собой, поэтому он с неизменным негодованием отзывался о законе 1947 г., как грубо нарушавшем династическое право. Тем не менее, год спустя после его принятия, 25 августа 1948 г. он встретился с Франко на принадлежавшей тому яхте «Асор» и дал согласие на пребывание его сына в Испании для получения образования. Пятнадцать дней спустя Хуан Карлос впервые встретился с Франко. С тех пор он неоднократно посещал Испанию. Но постоянным местом его пребывания она стала только в 1955 г. В соответствии с планом, составленным самим Франко, Хуан Карлос закончил академию генерального штаба, где принц принял присягу, авиационное и военно-морское училище. Он окончил также Мадридский университет «Комплутенсе», где посещал среди многих такие курсы и семинары, как «Политическая экономия и финансы», «Введение в право», «Политическое и конституционное право», «Семейное право и право ассоциаций», «Трудовое право», «Налоговое право», «Международное право».

14 мая 1962 г. состоялась свадьба Хуана Карлоса и греческой принцессы Софии. Когда после возвращения из свадебного путешествия Хуан Карлос спросил Франко, чем он мог заняться, Франко ответил: «Надо, чтобы испанцы знали Вас, Ваше высочество». Сам прагматик, Франко уделял большое внимание практическому воспитанию принца: ему вменялось в обязанность регулярно посещать различные министерства и ведомства для приобретения опыта государственного мужа.

Но сомнения, того ли будущего монарха он избрал, долго преследовали его.

На протяжении XIX в., во всяком случае, после смерти Фердинанда VII, монархия «состояла в браке» с ненавистным диктатору либерализмом. А отец Хуана Карлоса, дон Хуан был живым воплощением этой доктрины. Диктатор, не переставая повторять, что воцарение графа Барселонского было бы истинной катастрофой для испанцев, опасался его влияния на образ мышления Хуана Карлоса. К тому же в окружении диктатора не было единства относительно личности будущего монарха.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другие статьи:

Понятие политического интереса, политического поведения и политического участия
Николо Макиавелли – первый кто начал рассматривать реальную политику. В политике всегда нужно искать интересы, в политике нет друзей. В политике – главное интересы, закономерностей нет, есть тенденции. Сложно провести грань м/у 3 этими по ...

Интернет и демократия
Анализ роли Интернета в качестве гаранта демократии является одним из самых перспективных направлений в политической теории. Как утверждает Р.Даль, демократия уже прошла на практике через несколько революций, причем ее сторонники часто да ...

Парламентская республика
Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик — второй основной формы правления. В республиках источником власти явля ...