Политология » Политические партии и современные лидеры России » Теоретические основы политмаркетинга. Понятие политической системы общества в целом и конкретно в современном российском обществе. Политическая система: понятие, сущность, структура и функции.

Теоретические основы политмаркетинга. Понятие политической системы общества в целом и конкретно в современном российском обществе. Политическая система: понятие, сущность, структура и функции.
Страница 5

Необходимость поддержания модели является основным критерием разграничения политических действий, которые носят системный характер, являются условием функционирования власти и действий, которые носят политический характер, но несистемны и даже антисистемны, т. е. объективно разрушают сложившуюся систему. Причём их антисистемность может быть скрытой. На продуктивность функции поддержания модели работают рост экономики и благосостояния, уменьшение социальных противоречий в условиях жизни, убеждение в благополучности страны по сравнению с другими.

Функция социализации направлена на обеспечение принятия базовых принципов политического образа жизни каждым новым поколением. Неактивность или же эффективность функционирования в этом направлении означают слабую функциональность поддержания модели.

Рекрутирование сводится к постоянному воспроизводству массы, активно поддерживающей систему, задействованную в процессе функционирования. Наличие в стране требуемого количества бюрократов, полицейских, политиков, деятельность партий, активность избирателей на выборах – результат практики рекрутирования.

Регулирование обеспечивает контроль за теми или иными процессами воздействия на них. Политика огосударствления, система налогообложения, регулирование цен, контроль за нравственными здоровьем, управление большими конфликтами – таковы наиболее распространённые формы проявления регулирующей способности.

Мобилизационная (экстраакционная) функция – это собирание финансовых, материальных, людских ресурсов, обеспечение поддержки проводимой политики, организация отношений между структурами, людьми.

Распределительная (дистрибутивная) функция – это авторитарное распределение ресурсов на основе стратегических или тактических соображений.

Функция реагирования проявляется в умении отвечать на импульсы, идущие от отдельных групп, отвечать на многообразные требования, глушить противоречия, но вводить их развитие и разрешение в институциональные рамки.

В обществах тоталитарных режимов развиты по преимуществу экстраакционная (мобилизационная), регулирующая и дистрибутивная (распределительная) функции. Причём регулирование подчинено дистрибутивной и экстраакционной функциям. Функция реагирования наименее развита. В этом одна из причин того, что политическая система тоталитарного режима с трудом поддаётся изменениям, реформирование встречает упорное сопротивление внутри самой системы.

В обществе, построенном на принципе конституционализма, наиболее развита реагирующая способность. На её основе развиваются регулирующая, экстраакционная и дистрибутивная политика. Это значит, что соотношение названных направлений политики зависит от состояния общества в целом, политического сообщества в особенности. Всё дело в том, какие импульсы преобладают на входе. Наблюдаются периодические колебания в усилении и ослаблении некоторых функций.

Все функции взаимосвязаны и как бы дополняют друг друга. Так, функция поддержания модели, как и другие функции, относительно самостоятельна. То есть жизнеспособной политической системой воспроизводятся специальные акции по упрочнению системы и предотвращению процессов разрушения. Одновременно действенность данной функции зависит от режимов других функций, ослабление продуктивности любой макрофункции означает сужение функции поддержания. В свою очередь функции адаптации и интеграции нуждаются в оптимальном определении целей. Но было бы упрощением видеть в функциях своеобразную «дружную семейку», где каждому отводится своё место.

В каждой функции есть свой потенциал агрессивности. При слабости других функций агрессивность одной - двух из них может разрастаться, вести к деформациям и даже деградации других функций и системы в целом. Так, функция реагирования может разрастаться до ввода в систему всех требований, идущих от внутренней и внешней среды, что приводит к перегрузке системы. Путь ограничения реагирования может состоять в одних случаях в адаптировании системы, таких её изменениях, после которых многие конфликты по определению становятся частными, гражданскими, к которым власть нейтральна. Если новый тип адаптирования сопровождается обновлением рекрутирования и политической социализации, перегрузки постепенно снимаются и политическая система начинает функционировать в новом режиме. Также каждая функция может быть ограничена другими. Это происходит тогда, когда в требовании адаптации и определения целей актуализируется необходимость реагирования и динамизма, а поддержание модели сводится к незыблемости устоявшегося. В таком случае инновации в зависимости от энергии адаптации самосохранения, в конечном счете, или сходят на нет, или разрушают систему, становятся преддверием становления новой системы. Идеалом можно считать нечто среднее, поэтапную эволюцию, постепенное изменение функций интеграции и поддержания модели под давлением требований реагирования, адаптации, эволюции целей, мобилизации.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другие статьи:

Социально-политическая мысль Западной Европы первой половине XIX веков
Иммануил Кант (1724-1804) изложил свои социально-политические взгляды в таких трудах, как «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве». Кант порывает с рационалистичес ...

Мораль и политика: общее и специфическое. Функциональная общность политики и морали
Мораль и политика как специализирующиеся на регуляции поведения людей секторы общества имеют и общие черты, и отличия. Обе этих сферы вырастают из единого источника — противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека — с одной ...

Типология политических ценностей. Результаты эмпирического исследования российских граждан конца 90-х
Проблема политических ценностей в целом – междисциплинарная проблема и требует рассмотрения в микро- и макросоциальном масштабе с привлечением понятийного аппарата и научного инструментария различных наук. Изучение политических ценностей ...