Таким образом, в целом можно констатировать, что компромат чаще всего носит характер оскорбительного, унижающего изобличения. В целях противодействия использованию компромата в предвыборной борьбе существуют административно-правовые методы. В случае установления связи конкретного кандидата с распространением компромат на своих конкурентов целесообразно снимать его кандидатуру с выборов решением избирательной комиссии соответствующего уровня.
Но, резюмируя вышеуказанное, следует отметить, что компромат, как явление, также противоречив, как и общество его породившее. Многие, связанные с ним, проблемы лежат глубже области правового регулирования – в сфере философии и психологии.
С философской точки зрения, компрометирующая информация эффективно действует в условиях опосредованности познания индивидуумом окружающей действительности. В последнее время сведения о мире мы получаем все больше не через собственное непосредственное наблюдение, а через опосредованные суждения о тех или иных фактах и явлениях различных комментаторов, экспертов. И преподносимая информация может необоснованно и целенаправленно компрометировать какое-либо лицо.
Необходимо отдельно сказать о психологической эффективности применения компромата. Безусловно – знание психологии помогает сделать компрометирующую информацию более убедительной и легко воспринимаемой. Во многом благодаря новым технологиям, применение компромата становится более действенным, а значит и более общественно опасным, а это опять же требует соответствующей уголовно-правовой оценки. Компромат часто распространяется с расчетом на неограниченный круг субъектов.[21]
Очевидно, что компромат представляет собой сложноструктурное явление, органически связанное с развитием общества и государства. Сбор, хранение и распространение компрометирующей информации должны быть урегулированы правом. Особое значение имеет уголовная политика, направленная на прекращение и предупреждение использования компромата в противоправных целях. При этом необходимо учитывать специфические черты компрометирующей информации и самого процесса компрометирования.
Следует отметить, что процедура сбора компрометирующей информации весьма дорогостоящая и безусловно не может быть оплачена из средств, определенных под расходы избирательной кампании как индивидуального кандидата, так и партии. В данном случае вступает в действие следующая схема: инвестор, преследующий свои далеко не бескорыстны цели передает определенную сумму казначею структуры, участвующей в выборах. Казначей, ведающий финансами вышеобозначенной структуры, передает часть денег, полученных от политического инвестора, «подрядчику», а часть средств, используя надежную схему обезналичивания, переводит на счет партии или аффилированного фонда. С этих счетов безналичные деньги совершенно легально пополняют избирательный фонд кандидатов, избираемых по партийным спискам. Путем нехитрых и хорошо технологизированных схем в избирательные фонды широким потоком вливаются средства теневой экономики.[22] Использование «черных» наличных денег в избирательной кампании широко практикуется как «левыми», так и «правыми», как кандидатами от власти, так и оппозиционерами. Технология избирательных кампаний в общем и целом строится на широком использовании ресурсов теневой экономики.
Таким образом, препятствий как таковых в сборе и применении компромата нет и быть не может, особенно если принимать во внимание, что средства его «добычи» и способы обнародования вполне могут быть представлены, как законные средства политической борьбы.
Другие статьи:
Современное геополитическое положение РФ в оценках
зарубежных и отечественных авторов и задачи обеспечения национальной
безопасности. Российская
Федерация в интерпретации современных отечественных
Современные российские исследователи внесли свой вклад в разработку проблем геополитики в последние годы. В работах К. В. Плешакова, геополитика может быть «определена не просто как объективная зависимость внешней политики той или иной на ...
Структура и функции социологии политики. Междисциплинарный характер
изучения социологии политики
Выделяют 3 раздела в структуре:
1-исторический- систематизир. знания в процессе становления науки. Этап ее развития и появления основных теорий и концепций.
2 –общетеоретический – обоснование подходов к изучению соц. Основ власти.
3- с ...
Типология социально-политических реформ. Особенность социально - политических
реформ в странах транзитного типа
Политическая реформа – целенаправленный процесс эволюционного изменения политической системы в целом или отдельных ее элементов.
Соц.-пол. реформа -
Виды пол. реформ:
- реформа государственного управления (реформа органов гос власти - ...

