Украина, Россия и другие государства СНГ в течение ряда лет проводят модернизацию единой для всех них в прошлом советской политической системы. В свою очередь, политическая, социальная и экономическая трансформация общества в значительной мере детерминирована состоянием и поведением его политической элиты, а также (в кризисные моменты) сменой правящих элит. Современное украинское общество, его институты и элементы находятся в процессе становления. В этом смысле элита – часть новой общественно-политической системы, одновременно влияющая на процесс ее становления и трансформации и зависящая от него. Политическая, социальная, экономическая демократизация общества и развитие элит – взаимосвязанные процессы. Поэтому анализ трансформации политической элиты следует рассматривать с учетом институциональных макроизменений украинского общества.
Методологической основой анализа политической элиты являются основные положения меритократического и властного подходов. В рамках первого подхода элита рассматривается как "класс людей, обладающих наивысшими индексами в своей сфере деятельности", в рамках второго подхода – как "класс, который правит… выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается преимуществами, которые дает эта власть". Таким образом, можно сказать, что элитой является социальный слой, занимающий ключевые позиции в составе населения определенной страны, определяющий цели и задачи этой страны, принимающий решения для реализации этих целей и задач и контролирующий процесс их достижения с помощью использования национальных ресурсов.
Использовать методологию меритократического подхода к изучению элит Украины на данный период времени не целесообразно, поскольку власть не передается по заслугам и талантам, а чиновники, занимающие высшие позиции в своих элитных стратах, не являются лидерами харизматического типа. В данном докладе при анализе трансформаций современной украинской политической элиты используются позиционный и институциональный подходы, являющиеся наиболее оптимальными как с точки зрения доступности эмпирической информации, так и с точки зрения отражения реального соотношения политических сил. [1]
С учетом этих замечаний к современной украинской элите можно отнести высшие и средние эшелоны административной власти, законотворческий корпус, лидеров политических партий и организаций, виднейших представителей бизнеса, культуры и церкви. Изначальная противоречивость условий формирования и развития украинской элиты породили противоречивые мнения о ее происхождении и направлениях трансформации. Наиболее распространенными из них являются следующие мнения. Во-первых, украинское государство, несмотря на приобретенную независимость, совсем не имело политической элиты в рассматриваемый нами период времени. Во-вторых, Украине досталась в наследство от СССР мощнейшая партийно-хозяйственная номенклатура, которая благодаря смене лозунгов рекрутировала в свои ряды бывших политических диссидентов, приняла их национальную идеологию и сумела в августе 1991 г. сохранить свои чины и должности и, как следствие, власть и собственность.
В чем же заключается противоречивость условий формирования и трансформации элиты Украины? В течение советского периода истории Украины постепенно сформировалась властная элита, состоящая из работников административно-управленческого аппарата как представителей власти; научно-гуманитарной интеллигенции как вспомогательного эшелона идеологического обеспечения власти и военных и работников правоохранительных органов как силовой части действующей власти. Характерно, что все три элитные группы формировались преимущественно из украинского и российского населения. В конце 80-х годов наряду с традиционной элитой начинает формироваться новая, так называемая национально-демократическая элита, которая набирала популярность в условиях кризиса и упадка коммунистической идеологии. Демократическая элита формировалась преимущественно из представителей украинско-язычной интеллигенции, идеологическими ориентирами которой были установление государственной независимости, критика проимперского номенклатурного режима, осуществление социально-экономических реформ на демократических принципах. [7]
Своеобразной точкой отсчета можно считать 1990 г., когда был избран новый состав Верховного Совета Украины, провозгласивший суверенитет и независимость, объединивший в своих рядах партийную верхушку: наиболее активных представителей хозяйственной и региональных элит, лидеров оппозиции, диссидентов. Именно Верховный Совет (Верховная Рада) являлся тем политическим полем, на котором осуществлялось изменение идей, смена лозунгов и организационное переоформление номенклатуры. А первый президент Украины Л. Кравчук был одним из тех, вокруг кого начала формироваться группа строителей суверенитета и независимости. Ядро этой группы составили люди, для которых власть являлась притягательной силой, ради которой в жертву были принесены идеологические догмы советской системы. Идеи суверенитета и независимости стали для них "идейно-политическим мостиком из номенклатурного прошлого в посткоммунистическое завтра".
Другие статьи:
Лидерство в XXI веке
Самое современное суждение о политическом лидерстве соотносится по-прежнему не только с понятиями власти и влияния, но также с представлениями об управлении и администрировании. Однако соотношение категорий «лидерство» и «администрировани ...
Типы и виды
политической культуры
По Г. Алмонду, существует три типа политической культуры:
«1) Провинциалистский (традиционный), идущий из догосударственных отношений, в соответствии с которым человек интересуется лишь тем, что происходит в его местности (провинции), но ...
Выборы в тоталитарных, авторитарных и переходных обществах. Выборы
как орудие политического манипулирования
Соблюдение указанных принципов свободных выборов непосредственно зависит от типа политической системы, в частности, от наличия или отсутствия в обществе системных гарантий их демократичности: распространенности благоприятной для демократи ...