Политология » Влияние партии власти на межэлитные взаимодействия » Модели взаимодействия "партии власти" с элитой на местном уровне

Модели взаимодействия "партии власти" с элитой на местном уровне
Страница 2

Главным критерием привлекательности партийной организации для местной элиты становятся имеющиеся в ее распоряжении ресурсы. Кроме того, представителей муниципального элитного сообщества интересует возможность успешной партийной карьеры в выбранной организации, быстрого продвижения "наверх". Третьим важным условием становится степень самостоятельности, которой обладают представители местной элиты той или иной партии.

В случае необходимости главы территорий могут вести диалог с элитой партий неофициально, через своих подчиненных - заместителей, работников администраций. На практике именно они открыто проявляют интерес к партийной жизни и становятся членами той или иной партии, представленной на уровне их муниципального образования. Партийность повышает их статус, переводя из группы простых чиновников-исполнителей в состав партийных деятелей. Однако они не становятся самостоятельными игроками на местном политическом поле, оставаясь неформальными "посредниками" между партийным руководством и главой МСУ.

Партийная элита "Единой России" является влиятельной силой на местах. При этом внутри этой группы идет напряженная борьба за лидерство. По мнению, Т.Б. Витковской, "в ее составе сегодня слишком много амбициозных и влиятельных людей. Это заставляет некоторых представителей местной политической элиты и крупного бизнеса, решивших стать сторонниками определенной партийной группы, переориентироваться на другие партийные организации, в первую очередь "правые" - "Яблоко" и СПС"[12].

Еще одной причиной, по которой некоторые представители муниципальной элиты опасаются связывать себя обязательствами с "Единой Россией", являются существующие в партии жесткая иерархия и почти тотальная соподчиненность. Прием новых членов не только в региональную, но и в муниципальные организации до недавнего времени в обязательном порядке согласовывался с федеральными партийными структурами, лидеры местных организаций "Единой России" безальтернативно предлагаются руководством областной. Подобная структура превращает большинство представителей местной партийной элиты в несамостоятельные фигуры и предполагает, что они будут отстаивать в первую очередь не собственные интересы, а интересы федерального и регионального партийного руководства на местах.

Таким образом, в настоящее время можно говорить о складывании “партий власти” на местном уровне - устойчивых политико-экономических группировок, консолидированных, как правило, вокруг главы исполнительной власти. "Единство подобной структуры достигается через механизмы жесткой функциональной зависимости и должностной соподчиненности в иерархии исполнительной власти в регионе, а также благодаря комплексу неформальных связей и совпадающих интересов на личном уровне"[13].

Возможно выделение регионов, в которых произошла консолидация “партии власти", политический процесс полностью контролируется местной администрацией. "Подобная ситуация имеет место во многих национальных республиках, а также в некоторых этнически русских областях. Наиболее контролируемым является национальный и сельский электорат"[14].

Вторая модель предполагает фиксацию раскола местной элиты "партией власти". В основном в данном случае наблюдается конфликт между главами города и Земским собранием, экономической и политической элиты и др. У каждой группы элит имеются свои интересы. Сейчас в основном на местном уровне укрепляются интересы бизнес-элиты. Нередко у руля крупных городов встают успешные предприниматели и харизматичные публичные политики - это только провоцирует скандалы и конфликты. Опасность в том, что "власть понимает ситуацию, но ничего не может сделать, кроме как дальше "завинчивать гайки". Это только усиливает нарастающее отторжение в элитных группах"[15]. Конфликты практически неизбежны: это происходит из-за того, что в большинстве субъектов РФ административный центр территории вынужден дотировать муниципальные образования, что не может не вызывать недовольства мэров. Не меньше разногласий возникает и с землеотводом. Чем дальше, тем чаще конфликты происходят не только с главами областных центров, с главами сколь-либо значимых городов вообще.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Особенности политической власти
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) легальностью использования силы в пределах государства; 2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественны ...

Современное геополитическое положение РФ в оценках зарубежных и отечественных авторов и задачи обеспечения национальной безопасности. Российская Федерация в интерпретации современных отечественных
Современные российские исследователи внесли свой вклад в разработку проблем геополитики в последние годы. В работах К. В. Плешакова, геополитика может быть «определена не просто как объективная зависимость внешней политики той или иной на ...

Организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ
22 января 1993 года был подписан важнейший из документов Содружества - Устав Содружества Независимых Государств[3], который определил основы организационно-правового механизма нового межгосударственного образования. В Уставе Содружества ...