В России также сложились определенные особенности политической культуры, прежде всего обусловленные ее геополитическим положением, доминировавшими формами коллективного образа жизни, длительной дистанцированностью граждан от реальных рычагов власти, низкой политической ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения. Причем в XX в. ; на характер политической культуры сильнейшее влияние оказали уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии. Это не только нарушило естественные механизмы и трансляторы российских традиций, преемственность поколений, развитие ценностей плюралистического образа жизни, но и деформировало межкультурные связи и отношения России с мировым сообществом. В целом же такая политика послужила усеченному воспроизводству и развитию российской цивилизации[5].
Другая причина, которая может объединять все эти подходы заключается в том, что политическая культура является реакцией на политическую деятельность и отражает политико-коммуникативную реальность. В этом состоит та тонкая грань, которая разделяет две стороны – политиков-акторов – которые в рамках своего продвижения используют технологии политического менеджмента и объектов их информационного влияния – общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Рассмотрим это подробнее.
Познавательные элементы политической культуры включают знание и понимание гражданами: политических интересов – личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных; конституции и других законов страны, программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений; сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций; основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; ведущих политических процессов международной жизни[6].
В настоящее время политическая культура российского общества являет собой культуру внутренне расколотую, в которой преобладают нормы и ценности патриархально-традиционалистско-го типа, отображающие низкий гражданский статус личности и доминирование государственных форм регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации общества. Характерной чертой сложившегося стиля поведения большинства населения является и склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность граждан в использовании консенсусных технологий властвования. Это состояние легко объяснит тем, что с точки зрения политического режима и смены власти – России пришлось пройти сложный и тернистый путь от монархии до демократии за короткий срок. Мало кто заботился о сохранении «политического здоровья» нации, когда власть можно было взять практически голыми руками.
В результате, нам приходится строит все с нуля, сегодня в основном ориентируясь на западную модель общества. Политическая культура любого государства – это, прежде всего, набор составных элементов, которые составляют общую целостность и ценность.
Ценностные элементы политической культуры воплощают: общекультурные ориентации, отношения к власти; отношения к политическим явлениям, нравственную оценку политических событий и процессов, конкретной деятельности в сфере политики; политическую самооценку. Т.е. все перечисленные элементы политической культуры отражают ту или иную политическую деятельность.
Другие статьи:
Типологии политических культур
Существует несколько подходов к типологизации политических культур. Наиболее распространены исторический, функциональный, структурный.
В рамках исторического подхода (Габриэль Алмонд и Сидней Верба, 1966) тип политической культуры общест ...
Политико-технологический
процесс
Управление, даже если с его помощью решается какая-то весьма конкретная задача, всегда представляет собой процесс, т.е. определенную последовательность действий людей, вовлеченных в разработку, принятие и реализацию управленческого решени ...
Социологические показатели эффективности социально - политических реформ.
Контрреформы и реставрационные процессы в развитии политических систем.
Показатели эффективности:
• Перед началом реформы должны быть сформулированы конкретные цели и задачи реформы.
• Должны быть определены средства и методы для реализации поставленных целей. Немаловажным является наличие этих средств.
• ...