Проблема религиозного экстремизма – одна из самых обсуждаемых в последние годы не только в СМИ, но и на заседаниях Государственной Думы. Проблема, безусловно, сложная и неоднозначная, с ходу не решаемая. Сложная, потому что нет до сих пор исчерпывающего определения, что же такое «экстремизм», а, следовательно, нет и не будет эффективных методов борьбы с ним на законодательном уровне. Сложная, потому что вопросы веры, религии – одни из самых болезненных и «интимных» как отдельного человека, так и для общества в целом. Трудность же заключается еще и в том, что религиозный экстремизм, как правило, напрямую связан с политическим экстремизмом, а религиозная идеология часто становится политической идеологией. В наши дни эти два негативных явления срослись настолько тесно, что некоторые исследователи предпочитают говорить о «религиозно-политическом экстремизме» [3]. Все это порождает целый комплекс взаимосвязанных проблем, в котором трудно, но необходимо разобраться учителю – преподавателю обществоведческих дисциплин, да и любому воспитателю подрастающего поколения.
Почему это актуально? Посмотрите, кто становится чаще всего жертвой сектантов и террористов? Дети, подростки, молодые люди и девушки, чьи неокрепшие души легко попадают в сети идеологического обмана. Почему именно сейчас эта проблема стала подниматься и активно обсуждаться? Да потому что наше правительство наконец-то стало задумываться о создании собственной государственной идеологии, без которой никакое сильное государство не может быть прочным и существовать достаточно долго. Потому что оказалось, что именно идеологический вакуум порождает эти чудовищные явления нашей общественной жизни.
Казалось бы, мы живем в глубинке, так какое нам дело до сектантов и террористов? Однако если приглядеться, окажется, что и здесь мы встретим тот же идеологический яд, окажется, что и мы вовсе не застрахованы от терактов, а сектанты спокойно ходят по нашему городу. Но главное, теперь религиозно-политическим экстремистам уже не нужно посылать к нам своих миссионеров и агитаторов-вербовщиков, не нужно ходить по домам, уговаривать и распространять соответствующую литературу. Благодаря глобальной сети он легко могут войти в каждый дом, не прибегая к большим усилиям. Мало того, к ним сами придут, привлеченные красочным дизайном веб-страниц или умело поданной псевдоинтеллектуальной информацией. Сегодня в России действует более 2500 тысяч религиозных организаций и сект. Почти все из них имеют свои сайты в сети Интернет, где до сих пор нет никакой цензуры и фактически не действуют никакие законы. Никогда прежде у религиозно-политических экстремистов не было столько возможностей для агитации и пропаганды своих идей.
Цель данной работы – показать, что может сделать обычный учитель истории и обществознания с помощью современных педагогических технологий для борьбы с этими угрожающими явлениями социальной жизни.
Для этого необходимо выполнить ряд поставленных задач:
- выяснить, что понимается в настоящее время под понятием «религиозный экстремизм» и попытаться сформулировать его определение в максимально четкой и доступной для учащихся форме;
- проследить истоки и причины возникновения религиозного экстремизма в исторической перспективе, выявить его специфику в разные исторические эпохи;
- выяснить, что представляет сейчас религиозный экстремизм в современной России, в нашем крае, городе и районе, насколько эта проблема актуальна для данной местности и живущих здесь людей;
- выявить, какие средства используются для борьбы с религиозным экстремизмом на государственным и на местном уровне; как учитель на уроке истории и обществознания может внести вклад в решение этих проблем.
На наш взгляд, данная тема исследована пока мало и односторонне. Так, например, организации сектантской направленности на данный момент подвергаются в основном критическому анализу лишь только с точки зрения православных исследователей и публицистов. До сих не существует ни общепризнанной классификации религиозных организаций, ни четких критериев анализа и оценки их деятельности. Особенно это касается сектантских и псевдорелигиозных организаций. В стадии разработки находится на сегодняшний день и методика исторического и социокультурного анализа различных Интернет-ресурсов. Будем надеется, что данная работа поможет хотя бы немного восполнить этот пробел.
Другие статьи:
Автономия элит и проблема их консенсуса
Когда-то немецкий социолог Карл Мангейм считал, что современной цивилизации свойственен процесс автономизации элит. Если в прошлом, когда общества институционально были слабо дифференцированы, высший класс был одновременно и правящей элит ...
Суперпрезидентские республики Латинской Америки.
В политической жизни Латинской Америки из-за частых переворотов и контр переворотов вопрос о форме государства обычно приобретает большее значение, чем в ряде других стран. Постоянная кризисная ситуация объясняется тем, что система власти ...
Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы.
Программа социологического исследования особенностей формирования имиджа
главы муниципального образования
Обоснование проблемы исследования.
Административная реформа и формирование полноценных органов местного самоуправления нуждаются в новом типе управленца-менеджера, способного принимать нестандартные решения, готового к инновациям, умеюще ...