Проблема религиозного экстремизма – одна из самых обсуждаемых в последние годы не только в СМИ, но и на заседаниях Государственной Думы. Проблема, безусловно, сложная и неоднозначная, с ходу не решаемая. Сложная, потому что нет до сих пор исчерпывающего определения, что же такое «экстремизм», а, следовательно, нет и не будет эффективных методов борьбы с ним на законодательном уровне. Сложная, потому что вопросы веры, религии – одни из самых болезненных и «интимных» как отдельного человека, так и для общества в целом. Трудность же заключается еще и в том, что религиозный экстремизм, как правило, напрямую связан с политическим экстремизмом, а религиозная идеология часто становится политической идеологией. В наши дни эти два негативных явления срослись настолько тесно, что некоторые исследователи предпочитают говорить о «религиозно-политическом экстремизме» [3]. Все это порождает целый комплекс взаимосвязанных проблем, в котором трудно, но необходимо разобраться учителю – преподавателю обществоведческих дисциплин, да и любому воспитателю подрастающего поколения.

Почему это актуально? Посмотрите, кто становится чаще всего жертвой сектантов и террористов? Дети, подростки, молодые люди и девушки, чьи неокрепшие души легко попадают в сети идеологического обмана. Почему именно сейчас эта проблема стала подниматься и активно обсуждаться? Да потому что наше правительство наконец-то стало задумываться о создании собственной государственной идеологии, без которой никакое сильное государство не может быть прочным и существовать достаточно долго. Потому что оказалось, что именно идеологический вакуум порождает эти чудовищные явления нашей общественной жизни.

Казалось бы, мы живем в глубинке, так какое нам дело до сектантов и террористов? Однако если приглядеться, окажется, что и здесь мы встретим тот же идеологический яд, окажется, что и мы вовсе не застрахованы от терактов, а сектанты спокойно ходят по нашему городу. Но главное, теперь религиозно-политическим экстремистам уже не нужно посылать к нам своих миссионеров и агитаторов-вербовщиков, не нужно ходить по домам, уговаривать и распространять соответствующую литературу. Благодаря глобальной сети он легко могут войти в каждый дом, не прибегая к большим усилиям. Мало того, к ним сами придут, привлеченные красочным дизайном веб-страниц или умело поданной псевдоинтеллектуальной информацией. Сегодня в России действует более 2500 тысяч религиозных организаций и сект. Почти все из них имеют свои сайты в сети Интернет, где до сих пор нет никакой цензуры и фактически не действуют никакие законы. Никогда прежде у религиозно-политических экстремистов не было столько возможностей для агитации и пропаганды своих идей.

Цель данной работы – показать, что может сделать обычный учитель истории и обществознания с помощью современных педагогических технологий для борьбы с этими угрожающими явлениями социальной жизни.

Для этого необходимо выполнить ряд поставленных задач:

- выяснить, что понимается в настоящее время под понятием «религиозный экстремизм» и попытаться сформулировать его определение в максимально четкой и доступной для учащихся форме;

- проследить истоки и причины возникновения религиозного экстремизма в исторической перспективе, выявить его специфику в разные исторические эпохи;

- выяснить, что представляет сейчас религиозный экстремизм в современной России, в нашем крае, городе и районе, насколько эта проблема актуальна для данной местности и живущих здесь людей;

- выявить, какие средства используются для борьбы с религиозным экстремизмом на государственным и на местном уровне; как учитель на уроке истории и обществознания может внести вклад в решение этих проблем.

На наш взгляд, данная тема исследована пока мало и односторонне. Так, например, организации сектантской направленности на данный момент подвергаются в основном критическому анализу лишь только с точки зрения православных исследователей и публицистов. До сих не существует ни общепризнанной классификации религиозных организаций, ни четких критериев анализа и оценки их деятельности. Особенно это касается сектантских и псевдорелигиозных организаций. В стадии разработки находится на сегодняшний день и методика исторического и социокультурного анализа различных Интернет-ресурсов. Будем надеется, что данная работа поможет хотя бы немного восполнить этот пробел.


Другие статьи:

Элементы и уровни политики
Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить 1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов ...

Развитие современных политологических исследований
Процесс выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий в конце ХIХ - начале ХХ в. На протяжении всего ХХ в. обозначились и выделились важнейшие национальные школы и направления политологи ...

Кризисы политического развития. Кризис идентичности
Кризис идентичности наступает тогда, когда распад идеалов и ценностей, лежавших в основе ранее доминировавшей политической культуры заставляет людей искать новые духовные ориентиры для осознания своего места в обществе и своих связей с го ...