Политология » Институциональные аспекты политики. Сущность и основные функции современных государств » Типы государственного устройства.

Типы государственного устройства.
Страница 1

Важной характеристикой государства является форма государст­венного устройства, под которой имеется в виду национально-терри­ториальная организация государства, а также взаимодействие цент­ральных и местных региональных органов власти. Обычно выделяют унитарные и сложные формы государственного устройства (федераци­я, конфедерация).

Государство признается унитарным, если его устройство простое и его части представляют собой чисто административные образования со строго централизованной структурой подчинения низших органов высшим. Унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся единым правовым и конституционными нормами. Все управленческие образования подчинены правительству. Деятельность руководителей местных органов власти, хотя они и избираются, контролируется центральным правительством. Масштабы централизации и контроля зависят от условий разных стран. Такая форма устройства государства характерна для Великобритании, Франции, Италии, Швеции, Японии и ряда других стран.

Когда же отдельные части государства имеют в той или иной мере признаки политической самостоятельности и обладают определенной сферой автономного осуществления государственной власти, то в этом случае мы имеем форму федера­тивного устройства. Федерации предполагают сложную структуру государственного механизма, включающего органы власти и управления как на уровне всей федерации, так и на уровне ее субъектов. При этом федерация обладает суверенитетом, то есть общефедеральные законы и решения федеральных властей пользуются приоритетом по отношению к законам и решениям властей республик, земель, штатов, кантонов и т.п. Попытки изменения этого порядка могут привести к распаду федеративного государства. Такие государственные образования сложились в США (штаты), Швейцарии (кантоны), Германии (земли), России (по новому федеративному договору наряду с республиками и автоном­ными образованиями в составе России статус субъектов федерации по­лучили также края, области, Москва и Санкт-Петербург). Они обла­дают правами, позволяющими им осуществлять государственную власть на основе не только централизованного административного подчинения, но и совершенно самостоятельного принятия решений по определенному кругу вопросов.

Кроме этого, возможна и такая форма союза государств как конфедерация, в которой объединяются независимые государства для координации какого-либо вида государственной деятельности: внеш­неполитической, военной и других. При такой форме национально-территориального устройства государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления. Центральные органы созда­ется только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т.д.), в их состав входят представители всех государств-членов, их решения принимаются единогласно или квалифицированным большинством и обычно вступают в силу после ратификации государствами-членами. Финансовые средства конфедерации складываются из взносов входящих в нее государств. Единой налоговой, а также правовой системы в конфедерации, как правило, нет. Конфедерация обычно создается на основании договора между заинтересованными сторонами, которые, будучи суверенными государствами, делегируют определенные полномочия союзу государств. Причем центр других не имеет полномочий, кроме переданных ему учредителями конфедерации. Также объединения нестабильны и со временем распадаются, после решения поставленной задачи, или превращаются в федерации (Швейцария, США).

Страницы: 1 2 3


Другие статьи: