Политология » Специфика политической элиты в современной Украине » Истрия и предпосылки развития отечественной политической элиты в Украине

Истрия и предпосылки развития отечественной политической элиты в Украине
Страница 3

В ходе выборных кампаний 1998 г. (парламентской) и 1999 г. (президентской) несмотря на все разнообразие избирательных технологий определились общие черты поведения партий разного идеологического спектра и политической направленности. Почти все партии, избирательные блоки организованы как партии централистского типа, и, тем не менее, голосование по партийным спискам подтвердило политические выводы об отсутствии в стране общенациональных партий (Томенко, 77). Даже партии со "стажем": Коммунистическая партия Украины (КПУ) во главе с П. Симоненко и Украинский народный рух во главе с Г. Удовенко в ряде областей не смогли преодолеть 4 процентный барьер. КПУ в Ивано-Франковской и Тернопольской областях и "Рух" – в восточных Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской, Сумской, Харьковской областях. Региональная партийная поляризация, похоже, прочно закрепилась в политической системе страны. Это подтвердили последние выборы в Верховную Раду. Социал-демократическая партия Украины (объединенная) набрала необходимые 4% с лишним в Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской областях. Объединение "Громада" тот же барьер преодолела в Днепропетровской, Луганской, Херсонской, Кировоградской областях. Селянская партия Украины – в Херсонской. Донецкой, Полтавской, Запорожской областях.

Региональный фактор в политических программах (за исключением Партии регионального возрождения Украины) играет вспомогательную, второстепенную роль. Это означает, что молодая украинская многопартийность еще не стала способом легализации региональных интересов, а выборы представляют собой лишь этап в процессе формирования политической системы и ее окончательное становление пройдет, возможно, на следующих парламентских выборах. Общий страх перед угрозой регионального сепаратизма провоцирует стремление центральной власти уменьшить административную самостоятельность регионов. Однако то, что центральная власть сама представляет собой явный компромисс между региональными политическими и деловыми лидерами и столичной номенклатурой, дает реальный шанс к поиску стабильной и эффективной модели "центр – регионы". Иначе местная элита Украины в ближайшем будущем может стать периферийной. Мир политической элиты Украины достаточно жестко поделен на "своих" и "чужих". В этом делении принцип маркировки политиков по месту рождения, образования зачастую играют большую роль, чем собственно профессиональные качества. Непрофессионализм является одной из особенностей региональной структуризации украинской элиты. Очевидное совпадение идейно-политической и региональной дифференциации еще раз подчеркивает значимость регионального фактора, а трансформация административно-хозяйственной, номенклатурной элиты в сугубо политическую – представляет собой один из каналов смешанной системы воспроизводства элит наряду с такими каналами, как личные связи и выборы в Верховную Раду. Именно эти каналы являются пока основными механизмами, передающими и закрепляющими местные, региональные противоречия на уровне политического истеблишмента. Выбор оптимальной системы воспроизводства поможет максимально сгладить региональные противоречия, не позволяющие политическому аппарату государства обеспечивать экономическую, социальную и политическую стабильность.

Таким образом первые 10 лет независимости Украины ознаменовались упадком предприятий и откровенным разграблением госактивов. В этот период проходит жесткое деление и перераспределение сфер влияния по территориальному признаку, формируются региональные элиты, которые к концу 90-х выходят на принципиально новый уровень – политический, необходимый для закрепления захваченной собственности и легализации собственного бизнеса. [10]

Страницы: 1 2 3 


Другие статьи:

Выборы. Роль выборов в демократической политической системе. Понятие выборов и их место в демократическом государстве
Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В ...

Выборы
Хотя полемические страсти вокруг принципов представительства как бушевали, так и бушуют до сих пор, мнения сходятся, по крайней мере, в одном — представительная демократия невозможна без выборов и голосования. Сами по себе выборы — это ещ ...

Правовое государство: сущность и основные принципы
Вместе с концепцией гражданского общества, теорией естественного права, общественного договора формируется и понятие "правовое государство". Процесс формирования государства состоял в выделении особой публичной власти с принудит ...