Политология » Административно-территориальное деление России, его изменение с течением времени. Проблемы и перспективы изменения деления страны » Административно-территориальное деление России в XVIII – XX вв.

Административно-территориальное деление России в XVIII – XX вв.
Страница 2

Таким образом, в XIX веке административно-территориальное деление России было сравнительно устойчивым. Империю составляли губернии, генерал-губернаторства и области. Всего их число составляло 81 единицу. Большинство областей (обычно пограничных) входили в состав генерал-губернаторств: Иркутского, Приамурского, Степного, Туркестанского. Пять областей было в Кавказском наместничестве (существовало с 1844 года по 1881 год, восстановлено в 1905 году). На правах губерний существовали области Войска Донского, Уральская и Тургайская. Второе звено составляли уезды, округа (обычно, но не обязательно в областях), южные отделы, два края Енисейской губернии, особые полуавтономные единицы (Внутренняя Букеевская орда («Калмыцкая степь») в Астраханской губернии или «территории кочующих народов» в Ставропольской). Нижним звеном служили волости, станицы, гмины, улусы. Столичные и крупные портовые города управлялись отдельно от губерний.

В ходе гражданской войны в 1918 – 20 годах на окраинах и в срединных районах с нерусским населением (на Урале и Волге) возникли автономии, независимые республики. Измельчение старых губерний и образование автономных республик с преобладающим нерусским населением продолжилось в 1921 – 23 годах.

Первая советская реформа (административно-экономическая регионализация) прошла в 1923 – 29 годах. Она была направлена на создание больших, экономически самодостаточных и даже самоуправляемых (Совнархозами) русских областей и этнически неоднородных краёв, соответствующих госплановским экономическим районам. В России осталось 40 административно-территориальных единиц (6 областей, 7 краёв, соответствовавших районам Госплана и национально-территориальные единицы (АССР, автономные области, национальные округа), входящие в их состав (кроме 10 АССР)) против 82 в 1923 году. Вместо 766 уездов появились 176 округов, вместо волостей – районы. Низшим звеном стали сельсоветы.

Противоречие между идеями регионализации хозяйства и его индустриализацией через отраслевые ведомства, плохая управляемость огромных краёв и областей быстро привели их к разукрупнению. Вновь образованные в 1932 – 38 годах области напоминали губернии – размерами, функциями (политическими, административно- и хозяйственно-надзорными), порой очертаниями.

Разукрупнение продолжилось в 1943 – 54 годах. Были ликвидирован ряд автономий депортированных народов, в 1952 – 53 годах созданы области внутри Башкирской и Татарской АССР, в январе 1954 года – 5 областей в центральной России. После смерти Сталина области в АССР упразднили, в 1957 году ликвидировали Великолукскую и три из пяти вновь образованных областей, восстановили все автономии (кроме АССР немцев Поволжья).

В 1957 году были созданы совнархозы, укрупнённые в 1962 году до 24 (50 в СССР) и ликвидированные в 1965 году. Они детализировали госплановские районы и состояли из одной или нескольких административно-территориальных единиц, не меняя и не отменяя их. В совнархозах были созданы межрегиональные книжные издательства (Верхне-Волжское, Приокское). Данное деление использовалось в плановых документах, науке, статистике, для прогнозов погоды в СМИ. По Конституции 1977 года национальные округа переименовали в автономные.

В 1990 – 91 годах ряду областей вернули старые названия, почти все АССР стали ССР, многие автономные округа – АССР или даже ССР. Вскоре округа вернулись в состав краёв и областей (кроме Чукотского АО, покинувшего Магаданскую область). В 1990 – 94 годах из названий исчезли слова «советский», «социалистический», «автономный» (сохранившийся у округов), появились национальные названия – Татария стала Татарстаном, Марийская ССР – Республикой Марий Эл, Горно-Алтайская – Республикой Алтай, Якутия – Республикой Саха (Якутия), Чувашия – Чувашией – Чаваш Республикой. В июне 1992 года разделились Чеченская и Ингушская республики, хотя граница между ними ещё не закреплена. Татарстан и Чечня объявили себя суверенными государствами.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Политический процесс и его участники
Политический процесс — это политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти. Все, что про ...

Политический символ, образ врага. Политический символ
Проанализировав проводимый Мартинелли политический курс, его манеру поведения и характер я определила его политический тип, как хозяин. Еще на посту министра по делам Панамского канала, он многое сделал для страны.Он представляет из себя ...

Правовое социальное государство. Понятие правового государства
Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать инд ...