Политология » Институциональные аспекты политики. Сущность и основные функции современных государств » Типы государственного устройства.

Типы государственного устройства.
Страница 2

Общая черта развития государств любого типа, как определенной организации, - разрастание его аппарата и все большее его обособле­ние не только от общества, но и от социальных классов, чьи интересы оно преимущественно выражает. Дело в том, что усложнение соци­альной жизни и необходимость упрочения государственной организа­ции неизбежно порождают тенденцию увеличения степени организованности, постоянного возрастания ее сложности и степени централизации. Данная тенденция есть проявление системного закона необходимого разнообразия. Для того чтобы система могла противостоять натиску со стороны, количество внутренних состояний, в которых она может находиться, должно быть не меньшим, чем количество состояний или разнообразия действующей на нее среды. Отсюда, чем сложнее социальная жизнь, тем сложнее должна быть организованная структура государства в целом. Следствием этого является и усложнение возможностей контроля за государством со стороны наиболее могущественных классов и общества.

Относительная самостоятельность государства в отдельных социально-исторических ситуациях может носить чрезвычайны харак­тер. Эти ситуации, во-первых, возникают, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть на вре­мя получает известную самостоятельность по отношению к основным классам общества. Вследствие этого равновесия сил более или менее явные, открытые, прочные, прямые формы господства определенных классов уступают место скрытым, косвенным, неустойчивым формам господства и управления. Во-вторых, предпосылкой чрезвычайной относительной самостоятельности государства является неразвитая социально-классовая структура общества. В результате ни один из классов не может добиться доминирующего положения, а государство контролируется либо союзом классов, либо промежуточными слоями.

Относительная самостоятельность любого государства может, очевидно, проявляться в его известной независимости от интересов экономически господствующих групп, от борьбы социально-политических сил и определенного несовпадения их целей в том или ином обществе. Социально-историческая динамика такова, что в условиях кризисов общественного развития, ослабления безраздельного господ­ства определенных классов и усиления политической борьбы государство «сдвигается» в сторону обеспечения функций гаранта порядка и целостности общества. Для этого оно в известной мере «дистанцируется» от борьбы социально-политических сил, как бы ставит себя над ними, стремится занять политически как бы нейтральное положение. Эта «квазинейтральность» государства особенно четко проявляется в динамичные переходные периоды и в историческом плане возрастает по мере усиления интенсивности развития общества, расширения сферы публичной политической жизни. Тенденция к нейтральности государства обнаруживает себя, в частности, в его известной «деидеологизации», в которой в большей или меньшей степени заинтересованы все борющиеся политические силы. При этом центром решения социально-политических проблем становится парламент, где доминирующее положение принадлежит наиболее могущественным партиям. Автономия государства в ее внешней форме выражается в том, что оно предстает как символ единства нации, целостности общества, движущегося через борьбу социально-политических сил в поисках оптимальных путей общественного прогресса.

Наряду с этим организационным стандартом государства история дает другую, полярную ему модель. Она характеризуется жесткой связанностью экономически господствующих классов и государства, безраздельным руководством государственной властью со стороны этих классов.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Прямая, плебисцитарная и представительная демократии
Суверенитет народа — важнейший конституирующий признак демократии, служащий основанием ее оценки не только с точки зрения понимания самого этого субъекта, но также по форме осуществления им власти. В зависимости от того, как народ участву ...

Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. ХХ в.
На I съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г. между РСФСР, ЗСФСР, УССР, БССР был подписан Договор и принята Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик. В Договоре определялись цели и принципы объединения, предусмат ...

Десталинизация. Номенклатурно-коммунистический режим
После окончания военных действий военно-мобилизационная си­стема сохранялась и она была действительно необходима, пока шел тяжелейший период восстановления народного хозяйства и одновре­менного создания ракетно-ядерного потенциала в услов ...