Первую модель социальной системы предложил американский социолог Т. Парсонс. Системность обществу придают различные виды взаимодействий людей. Так же общество состоит из подсистем, каждая из которых имеет свое предназначение. Социальная система включает экономическую, гражданское общество, культуру и политику. Политика выполняет функцию целедостижения. Модель политической системы впервые разработал Девид Истон в 50-е годы XX в. Системные идеи развивали Г. Алмонд, К. Дойч, Э. Шилз [1, с. 30].
Категория «политическая система общества» вошла в научный оборот сравнительно недавно. Основные идеи в этой области были сформулированы на рубеже 60-70-х годов XX в.
Политическая система общества имеет свою специфику:
1. Через политическую систему осуществляется власть в обществе.
2. Политическая система является частью надстройки общества и во многом определяется экономическим базисом.
3. Политическая система относительно самостоятельна. Эта самостоятельность обусловлена наличием специального механизма взаимодействия структурных элементов системы, а также функций и ролей, которые они выполняют.
Под политической системой общества следует понимать взятую в единстве и взаимодействии совокупность государственных органов, негосударственных организаций, общественных объединений, институтов непосредственной демократии, посредством которых осуществляется управление делами общества и государства [2, с. 134].
В структуру политической системы общества входит, прежде всего, само государство как особая организация политической власти, общественной организации, которые представлены политическими партиями и движениями, профсоюзами, женскими, молодежными, творческими, религиозными, спортивными и другими объединениями, а также институты непосредственной демократии.
Основной задачей создания и функционирования компонентов политической системы общества является достижение ими определенных политических целей, которые закрепляются в законодательных актах, программных и уставных документах и направлены на формирование и осуществление внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества. Например, Конституции Республики Беларусь сказано, что политические партии, другие общественные объединения в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан [11, ст. 5].
Что бы ни было зафиксировано в программных и иных документах политических партий, общественных формирований, очевидно главное: им нужна государственная власть для осуществления декларированных или же иных тайных целей. Иначе, говоря, им нужно завоевание, удержание и использование власти [12, с. 36].
Профсоюзные, кооперативные, женские, молодежные, творческие, спортивные и другие объединения надо относить не к политическим организациям. Данные объединения возникают и развиваются не в политических целях, а в силу экономических причин. Свои деятельность они осуществляют в производственной, социально-бытовой, культурной, спортивной сферах жизни общества. В своих уставных документах данные объединения не закрепляют задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Однако это не исключает их роли и значения в политической системе общества, так как речь идет об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не в отрицании его как такового.
Институциональная политическая система общества определяется через перечисление совокупности составляющих ее государственных и негосударственных институтов. Институциональный подход к пониманию политической системы распространен в конституционном праве.
Системная политическая система общества предложил Д. Истон. Он применил общую теорию систем к анализу политики. Любая политическая система призвана не только распределять ценности, но и побуждать большинство членов общества принять эти ценности. Политическая система постоянно поддерживает связи со средой. Среду можно рассматривать в двух аспектах: как внутрисоциальную, так и внесоциальную.
В политической системе Д. Истон выделяет требования, поддержку, а также апатию, которые исходят от граждан или от гражданского общества. Требования в политической системе подразделяются на:
Другие статьи:
Критика и контроль
Информационная, образовательная и социализационная деятельность позволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты ...
Феномен толпы
Еще одна особенность политической психологии состоит в ее способности к формированию специфического политического субъекта — толпы. Г. Тард называл толпу самой «старинной» социальной группой после семьи. Однако суть этого объединения отра ...
Формы и виды политического поведения и политического участия
ПП выступает формой, содержанием которой является конкретный тип ПП-ПУ.
По Алмонду: 3 положения: активность полит S-ов, вовлеченность, рациональность – разумное ПП.
Политическая субъективность в рамках политического поведения проявляетс ...