Политология » Политические системы мира » Институциональный и системный подход к описанию политической системы общества. Структура политической системы общества

Институциональный и системный подход к описанию политической системы общества. Структура политической системы общества
Страница 2

1. Распределительные. Сюда можно отнести, организация и оплата труда, здравоохранение, образование, социальное обеспечение. Например, в Конституции Российской Федерации записано: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» [10, п. 3 ст. 37].

2. Регулятивные – это общественная безопасность, борьба с преступностью, контроль за производством. Например, в соответствии со ст. 28 Конституции Республики Беларусь: «Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» [11].

3. Коммуникативные – это право на информацию, реализация политических прав и свобод. К примеру, в Конституции Республики Беларусь закреплено, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды [11, ст. 34].

Кроме требований, есть и другой тип входов – поддержка. Поддержка бывает двух видов:

1. Эмоциональная или безусловная, диффузная – это доверие власти как результат длительной социализации. Эмоциональная поддержка проявляется в форме преданности политическим ценностям, институтам и символам государства. Эмоциональная поддержка прочна и стабильна. В ст. 19 Конституции Республики Беларусь закреплено, что символами Республики Беларусь как суверенного государства является ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн [11].

2. Инструментальная или условная, специфическая, складывается под воздействием результативности и эффективности деятельности властных органов. Реализуется по принципу: «я делаю что-то для страны, если она что-то делает для меня» [1, с. 33]. Этот вид поддержки менее прочен.

Система политики дает ответ на получаемые ею требования и поддержку. Результатом политической системы выступает решение и действия. Политические решения – это законы, постановления правительства, решения судов. Политические действия – это система мер по проведению конкретного вида политики (экономической, социальной, культурной), выполнение решений. Правительство обеспечивает выработку и осуществление политического курса через специализированные органы. Например, парламент, местные органы, административно-бюрократический аппарат. С помощью специализированных органов решения и действия направляются адресатам – гражданам и социальным группам, что вызывает действия адресатов. Возникает «петля обратной связи». Решения политической системы общества является источником новых требований и поддержки.

В структуре политической системы общества выделяются пять основных подсистем или элементов: институциональную, регулятивную, функциональную, коммуникативную, идеологическую (политико-культурную) [1, с. 31].

Основной элемент политической системы общества – институциональная подсистема как совокупность институтов. Институциональная подсистема включает государство, политические партии, общественно-политические объединения, общественно-политические организации и движения, общественные организации. Основным институтом политической системы общества является государство.

Нормативная подсистема включает в себя совокупность норм, регулирующих политические отношения. Сюда входят правовые (Конституция и нормативные акты) и нормы, которые регулируют политическую жизнь общества. Также в нормативную подсистему относятся традиции, обычаи, влияющие на регулирование политических отношений и нормы морали. Нормы закреплены в конституциях и правовых актах в виде законов, передаются из поколения в поколение в виде традиций, обычаев, символов.

Политико-культурная или политико-идеологическая подсистема включает систему знаний, ценностей, убеждений, стандартов политического поведения, а также менталитет. Это сфера политического сознания, состоящая из политических идей, идеалов, ценностей, политической теории, идеологической и эмоционально-психологической оценки обществом политической жизни. В политическом сознании выделяют политическую идеологию и политическую психологию. В данную подсистему часто включают политическую культуру.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Специфические черты нескольких разновидностей тоталитаризма.
В предыдущем параграфе мы уже выяснили, какие разновидности выделяют в тоталитаризме ученые. Теперь охарактеризуем их подробнее. Коммунистический тоталитаризм наиболее полно отражает характерные черты режима. Здесь все, включая экономиче ...

Предмет политологии
Определение предмета политологии. Представители так называемого плюралистического направления считают, что политическую проблематику изучает не только политология, но и другие политические дисциплины, в частности политическая социология, ...

Структура и методология политического знания
Развитие политического знания может быть представлено как смена концептуальных подходов. На определенных этапах одни подходы сменялись другими, причем первые продолжали существовать, по-прежнему находя горячих приверженцев, что само по се ...