Политология » Реформаторская деятельность в Исламской республике Иран

Реформаторская деятельность в Исламской республике Иран
Страница 3

Продолжались преследования представителей интеллигенции из числа последовательных сторонников демократии. Процесс над преподавателем Тегеранского университета Х. Агаджари, посягнувшим на незыблемость устоев мусульманской веры, стал причиной массовых выступлений молодежи. Последовали аресты лидеров студентов, однако главное их требование об отмене вынесенного смертного приговора все-таки было выполнено.

В июле 2002 г. Исламский революционный суд вынес решение о роспуске Движения за свободу Ирана – старейшей национально-демократической организации, созданной еще в 50-х годах прошлого столетия последователями лидера движения за национализацию иранской нефти М. Мосаддыка. 21 член этой партии был приговорен к разным срокам тюремного заключения.

Под постоянным давлением и надзором находилась независимая пресса (в настоящее время ситуация не изменилась). В течение истекших 6 лет более 90 изданий были закрыты либо подвергались временным арестам. Силами правопорядка под различными предлогами задерживались 17 журналистов, двое из которых приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Редакторы двух газет – А. Нури (бывший министр внутренних дел и один из сподвижников С.М. Хатами) и А. Баги отбыли трехлетний срок заключения.

С особым упорством защитники исламского строя противодействуют прохождению двух законопроектов, инициированных С.М. Хатами и утвержденных реформаторским большинством парламента. Окончательному принятию документов препятствует Наблюдательный совет. Первый законопроект дает президенту право осуществлять контроль за соблюдением конституции, в том числе в сфере деятельности исламской судебной власти. В соответствии со вторым ограничиваются полномочия Наблюдательного совета в том, что касается отбора кандидатов, выдвигаемых для участия в президентских и парламентских выборах. Причина развернувшегося противоборства очевидна: оба законопроекта теперь уже основательно посягают на власть консерваторов, что особенно чувствительно в связи с предстоящими президентскими и парламентскими выборами. Не случайно впервые в дискуссию открыто вмешался сам президент. В письме по этой проблеме, направленном парламенту, С.М. Хатами предложил создать специальную комиссию из представителей соответствующих государственных органов для изучения позиций и соображений сторон и выработки путей преодоления конфликта. В документе содержится настоятельная рекомендация исходить из того, что право надзора за соблюдением конституции предоставлено президенту самим основным законом. Конституцией же обеспечивается право граждан ИРИ избирать и быть избранными. Отбор кандидатов, если и необходим, то должен осуществляться в соответствии с ясными узаконенными критериями. По мнению президента, следует предусмотреть законодательным путем процедуру дополнительного рассмотрения и возможного отклонения специальным арбитражным судом решений Наблюдательного совета по данному вопросу.

Итак, происходящая трансформация отдельных сфер общественной жизни на нынешнем этапе не затрагивает основ исламского строя. Как видно из описанных событий, это связано в значительной степени с упорным сопротивлением консерваторов развитию преобразовательных процессов. Здесь важно отметить, что иранский консерватизм имеет довольно внушительную социальную базу. Это – абсолютное большинство духовенства, все еще имеющего влияние в первую очередь в небольших городах и сельской местности, патриоты-антизападники из интеллигентской среды, молодежь, приверженная мусульманской вере, определенные слои чиновничества, некоторые руководители государственных промышленных и других предприятий, часть мелких и средних предпринимателей, представители крупного бизнеса, завязанного на государственных и квазиобщественных структурах и, наконец, вооруженные силы, созданные исламской властью (Корпус стражей исламской революции, армия так называемых басиджей, силы правопорядка и др.).

Другая причина состоит в позиции С.М. Хатами и его сторонников, остающихся верными концепции поэтапного ненасильственного внедрения демократических институтов в структуру теократического государства. Требования радикального крыла реформаторов (их пока абсолютное меньшинство) приступить к решительным действиям по коренному государственному переустройству отвергаются президентом. Не случайно инспирированные радикалами в июне 2003 г. крупные студенческие волнения прошли под лозунгами протеста не только против консерваторов, но и «бездействующих» либералов.

Многие, однако, даже из тех задач, которые провозглашены С.М. Хатами в качестве первоочередных, остаются нереализованными. Хуже всего складываются дела в социально-экономической области, которая находится под постоянным огнем критики оппонентов президента и его правительства. В соответствии с данными Центрального банка Ирана, ведущих статистических служб страны за годы президентства С.М. Хатами заметно снизился реальный уровень доходов населения, по существу, провалены программы обеспечения занятости и приватизации, не выполнены обещания, касающиеся развития ненефтяного сектора экономики, увеличения капиталовложений в сферу промышленного производства. На фоне явных просчетов в экономической политике демократы к тому же пока не в состоянии преодолеть собственные политические амбиции и разногласия, выработать единую стратегическую линию и, сплотившись, отстаивать свои позиции в противоборстве с политическими противниками. В результате реформаторское движение стало утрачивать социальную базу. Свидетельством этого явилось, в частности, поражение сторонников президента на выборах в местные органы власти, состоявшихся в феврале 2003 г.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Индивидуалистическая, плюралистическая и коллективистская демократии
Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структуру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различных групп, ...

Выгоды России от покорения Кавказа.
За счет присоединения Кавказа к России удалось стабилизировать ситуацию на южной границе с Турцией и Ираном. Были отработаны стратегия и тактика ведения горной войны, что подняло боевую выучку войск. Проведено исследование кавказского рег ...

Деспотия большинства
В афинском полисе господствовала прямая демократия. Главным институтом власти служило Народное собрание. Именно в нем без каких-либо опосредующих звеньев — партий, парламента или бюрократии — формировалась общая воля, принимались законы и ...