Политология » Реформаторская деятельность в Исламской республике Иран

Реформаторская деятельность в Исламской республике Иран
Страница 2

Россия, хотя в принципиальном плане и разделяет позицию МАГАТЭ, однако считает справедливыми запросы Ирана о предоставлении ему права на свободное использование ядерных технологий в мирных целях.

Американцы, не отказываясь от традиционно жесткой линии в отношении Тегерана, выразили тем не менее готовность продолжить прерванные в июне 2003 г. консультации с иранцами по «чувствительным темам», ключевой из которых является иракская проблема.

Укрепилось взаимопонимание и доверие в отношениях Ирана с арабами (разумеется, до известных пределов, определенных ирано-арабской историей), в том числе с египтянами, которым всегда было сложно общаться с религиозно-политическим руководством ИРИ. Состоявшееся в конце мая 2003 г. в Тегеране 30-е заседание министров иностранных дел государств ОИК в условиях массированного военного присутствия в регионе США, усилившегося со стороны Вашингтона давления на Иран, Сирию, другие мусульманские страны, несомненно, свидетельствовало, о возросшем авторитете ИРИ в исламском мире. Явно меньше подвижек наблюдается во внутриэкономической области, однако они все-таки есть. Причем некоторые новые элементы введены в законодательную сферу. В частности, удалось провести чрезвычайно важные для Ирана законы об иностранных инвестициях и налогообложении, обеспечивающие либерализацию условий для привлечения зарубежных капиталовложений, упорядочивание бюджетно-финансовой системы Ирана.

Консервативное антиреформистское крыло руководства ИРИ, в руках которого по-прежнему сосредоточены главные рычаги власти, не может, тем не менее, не считаться с переменами во внутриполитическом климате страны, изменениями, происходящими в сознании людей, позицией других государств и международных организаций. Речь идет о вынужденно менее жестком, чем прежде, отношении к свободе слова, собраний, СМИ, однако, до тех, естественно, пределов, пока эта свобода не угрожает устоям исламского строя. Определенные, но весьма важные послабления просматриваются в отношении соблюдения некоторых правил исламского режима. В течение последних лет стала, например, возрождаться легкая национальная и симфоническая музыка, запрещенная основоположником ИРИ аятоллой Хомейни. В стране после более чем двадцатилетнего перерыва вновь создан Национальный симфонический оркестр. Развивается и современное изобразительное искусство: живопись, скульптура. Исламские правоведы ортодоксального толка ограничиваются лишь тем, что сетуют в своих проповедях на заблуждения людей, забывающих об истинных ценностях мусульманской веры и иранской культуры, и призывают усилить религиозное воспитание, особенно молодежи, шире используя для этого литературу, кино и, конечно же, СМИ. Наметилось и более глубинное движение в либерализации мусульманских норм. Один из великих аятолл Саней издал фетву, в которой разрешил иранским женщинам полностью не покрывать головы. Другой великий аятолла Ширази предоставил своим последовательницам право расторгать брак при несогласии супругов на развод, заменил избивание камнями другими наказаниями. Позже судебные власти объявили о приостановке исполнения этого наказания. В отношении частичного несоблюдения иранскими женщинами мусульманских правил ношения одежды Ширази и ряд других видных религиозных деятелей пришли к единому мнению о том, что «данный дефект религиозного воспитания и культуры» необходимо преодолевать не путем силового воздействия, а методами убеждения. Примечательно, что с проституцией решено бороться прежде всего как с социальной проблемой9, а «уличное общение» юношей и девушек, хотя и не одобряется, однако, признается допустимым, если оно не выходит за рамки дозволенного религией и национальными традициями.

Консерваторы, вместе с тем, принимают самые радикальные меры, используя все имеющиеся в их распоряжении средства, политические, социально-экономические и силовые для того, чтобы помешать дальнейшему развитию преобразовательных процессов, не допустить коррозии основ исламского государства. Усилия направлены прежде всего на дискредитацию самого реформаторского движения. Правые стараются убедить общественное мнение в том, что либералов не заботят проблемы страны и народа. Под лозунгами демократии они, как утверждается, стремятся использовать свое положение во властных структурах для личного, в том числе и незаконного обогащения. В рамках кампании по борьбе с коррупцией, развернувшейся по инициативе исламских радикалов в 2002 г., обвинения в различных правонарушениях были выдвинуты против ряда представителей аппарата правительства и президента. Была предпринята попытка (правда, безуспешная) втянуть в одно из заведенных дел спикера парламента М. Кяруби. К уголовной ответственности привлекли А. Абади – советника президента, одного из руководителей ведущей реформаторской Партии фронта партнерства. Его вина заключалась в том, что он участвовал в организации общественного опроса по проблеме восстановления ирано-американских отношений. В ходе судебного процесса А. Абади якобы признался, что он и его единомышленники намеревались покинуть правительство с целью открытого противоборства исламской власти. Все эти события, разумеется, широко освещались СМИ, особенно подробно и в соответствующем ракурсе радио и телевидением, находящимися в прямом ведении аппарата духовного лидера ИРИ.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Виды социальной стратификации
Стратифицированное ранжирование (градация) групп может производиться по разным основаниям (ресурсам), каждый из которых имеет неодинаковую политическую значимость. В науке сложились разнообразные способы определения социальных различий ме ...

Реформирование административно-территориальной организации местного самоуправления.
Нижний, третий, уровень власти в России занимает местное самоуправление. В начале XXI века в стране существовало три модели его территориальной организации. В 47 субъектах РФ местное самоуправление осуществлялось в пределах административ ...

Полномочия законодательной и исполнительной властей
Согласно Конституции РБ, представительным и законодательным органом Республики Беларусь является Парламент – Национальное собрание РБ [3; 71]. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики . Состав Пала ...