Политология » Сравнительная и прикладная политология » Сравнительная политология. Понятие и сущность сравнительной политологии

Сравнительная политология. Понятие и сущность сравнительной политологии
Страница 1

Сравнительная политология — это одно из направлений политической мысли, сформировавшееся, как обособленная часть политической науки, являющееся специальной отраслью политических знаний и исследований. В самом общем смысле сравнительную политологию можно рассматривать в качестве одного из методов политологии, выражающегося в компаративистском (сравнительном) подходе к различным политическим явлениям.

Современная политическая теория в значительной степени опирается на результаты сравнительной политологии, сопоставляющие различные политические системы, политические режимы, политические институты, власть и другие важнейшие категории теории политических наук, начиная от политических процессов и заканчивая политической культурой страны. Она необходима, прежде всего, для глубокого исследования политических наук, с её помощью производится анализ общих черт и особенностей политических процессов, политической жизни, политических систем, различных регионов, континентов современного единого и противоречивого мира, в котором мы живём. Она изучает политическую сферу общества в тесной связи и взаимодействии с экономической, социальной, духовной сферами общества.[1]

Сравнительная политология дает возможность ознакомиться с общечеловеческими ценностями, которые характерны для различных государств и формирования новых цивилизаций, демократического и гуманистического общества, в центре которого стоит человек. Она даёт возможность путём сравнительного анализа использовать все те ценности, которые достигнуты в политической жизни в постиндустриальном информационном и технологическом обществе наиболее развитых стран Запада, и использовать этот опыт в процессе реформирования российского общества на путях становления демократического общества и правового государства в нашей стране. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов, позволяет учиться на чужих ошибках и избавляет от необходимости “изобретать велосипед” в государственном строительстве. Творческое, с учетом специфики страны, использование этого метода особенно актуально для современной российской политологии в условиях реформирования общества и государства

Сравнительный анализ стал широко использоваться в социальных и гуманитарных науках уже в конце XIX в. Под влиянием исторических школ США стала рассматриваться методология сравнительной политики. Одним из ее зачинателей считается американский исследователь Э. Фримен, который в своей книге “Сравнительная политика” (1873 г.) сформулировал известный тезис: “история – это политика прошлом, политика – это история в настоящем”. Используя методы сравнительной филологии и политики для изучения истории конституционных учреждений, Э. Фримен пытался выявить сходные черты у разных народов и государств, различных исторических эпох и объяснить это происхождением от какого-нибудь одного корня.

Особую популярность методология сравнительной политики получила в США. Однако она существенно отличалась от методологии и методов современной политологии и использовала в большей мере “историко- сравнительный” метод. При рассмотрении политических наук в наше время необходимо отметить, что их проблематика первоначально давала пищу для размышления философам, а в XIX в. политика попала в поле зрения новой науки – социологии. Обособление политологии как академической дисциплины произошло на рубеже XIX и XX столетий в США, где она стала использоваться для обслуживания политической практики и управления обществом.[2]

Как составная часть науки о политике, сравнительная политология возникла во второй половине XX века. Несмотря на относительную молодость, сравнительная политология прошла достаточно сложный путь своего становления. Сравнительная политология (компаративистика) дала возможность американским исследователям на первых порах доказать, что демократия в США является лучшей и наиболее прогрессивной формой правления, к которой неизбежно придут все народы. По сравнению с другими формами правления она была характерна для большинства стран мира в начале XX в. Это позволило ученым из США включить в сферу сравнительного анализа большую группу стран Азии, Африки и Латинской Америки. В конце 50-х гг. образовалась целая группа исследователей, выступающих за перестройку политологии на структурно-функциональных основах, которые вместе с бихевиористским методом пришли в науку о политике из социологии.[3]

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Механизм взаимодействия элит и граждан демократического общества
Стабильная демократия требует, чтобы элиты трактовали политику не как искусство «воевать» между собой, а как искусство договариваться между собой. Ключевым признаком такой стабильности считается общность взглядов элит на признанные ценнос ...

Признаки и функции государства.
Государство характеризуется следующими общими (фундаментальны-ми) признаками: 1. Единой территорией, очерченной государственными грани­цами, признаваемыми другими странами. 2. Единой системой управления территорией, включающей разветв ...

Русский вопрос в свете геополитических интересов России
«Русский вопрос». Чтобы дать на него исчерпывающий ответ, необходимо понять, что такое Россия, что есть русский народ и почему судьба всего человечества сегодня вновь решается здесь, в России. По мнению вице-президента Академии геополитич ...