Политология » Роль государства в управлении обществом » Государство как субъект модернизации.

Государство как субъект модернизации.
Страница 2

1. Поддержание стабильной политической обстановки и проинвестиционной политики для обеспечения доверия и привлечения инвесторов

2. Внедрение определённой дисциплины предпринимательства путём перекрытия каналов для непроизводительных инвестиций и утечки капитала, ограничение потребления предметов роскоши.

3. Образование современных отраслей экономики (выделяемых по таким критериям, как потенциал повышения производительности труда, соответствие национальным технологическим возможностям, перспективы спроса на их продукцию).

4. Модернизация на базе стратегической интеграции в мировую экономику.

5. Предотвращение опасности маргинализации различных социальных групп посредством поддержки малого предпринимательства, социальных гарантий со стороны государства и иных форм государственного вмешательства в экономику.

Модернизация по «этатистской» (иначе называемой «авторитарной») модели в различные исторические периоды была успешно осуществлена многими странам второго и третьего эшелона: Россией, Германией, Италией, Китаем, Японией, Кореей, Индонезией и т.п., что несомненно подтверждает исключительную роль государства в процессе догоняющей модернизации; в противоположность этому, модернизационный переход без государственного контроля не удалось осуществить ни одному государству, за исключением «пионеров» модернизации – «стран старого капитализма». Тем не менее, поскольку модернизация в современном быстро меняющемся мире, по сути дела, перманентна, даже государства, вошедшие в первый эшелон модернизации со временем были вынуждены усилить вмешательство государства в социально-экономическое развитие: так, уже в конце 19 – начале 20 столетия (при формировании монополистического капитализма) возникла необходимость государственного вмешательства в экономику и урегулирования усилившихся социальных противоречий. В настоящее время, ни одна из экономически развитых стран не обходится без государственного регулирования стратегически важных секторов экономики (например – связанных с развитием новейших технологий и военно-промышленным комплексом), а также – достаточно сильно развитого государственного сектора экономики. Это обусловлено тем простым фактом, что рыночная сила была, есть и будет не более, чем концентрированно выраженным стремлением к богатству и его символам, а «невидимая рука рынка» не в состоянии обеспечить целеустремлённое развитие национальной экономики и нуждается в дополнении «видимой рукой» — государственным регулированием. Наличие богатых природных ресурсов, физического и интеллектуального капитала наций является важным, но недостаточным условием процветания стран и народов, а их экономическое процветание в значительной мере определяется системой государственного правления.

Важнейшей формой участия государства в экономике и технологическом развитии является создание и функционирование государственного сектора, который основывается на принципах, отличающихся от принципов деятельности частных компаний. Он служит для компенсации принципиальной неспособности рыночного хозяйства решать такие общенациональные задачи, как развитие инфраструктуры, модернизация наукоёмкого производства, развитие науки и переподготовка кадров, бюджетное финансирование исследований и разработок с последующей поставкой их результатов во все сферы экономики.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Понятие и сущность политического риска
Термин «риск» происходит от латинского «risicare», означающего «решиться». В теории и практике понятие риска имеет многосторонний и многозначный характер. Под политическим риском понимается “вероятность неблагоприятных последствий полити ...

Мотивации политического поведения
Политическое поведение представляет собой совокупность действий и поступков, предпринимаемых субьектом политики по отношению к политической практике. Способы политического поведения весьма разнообразны; это участие социальных субъектов в ...

Кризис распределения материальных и культурных благ
Объем и характер потребляемых благ — один из ключевых факторов, от которого зависит поддержка или отрицание населением реформ и осуществляемых их режимов. Далеко не всегда власти в переходный период способны обеспечить населению устойчивы ...