Политология » Партийное политическое лидерство » Истоки партийной кооптации

Истоки партийной кооптации

Начиная с эпохи реформ, Коммунистическая партия Китая (далее - КПК) была вынуждена реагировать на изменения, которые стали зарождаться как внутри самой партии, так и в обществе в целом. Это произошло вследствие смены приоритетов у высшего партийного руководства и отхода на второй план идей классовой борьбы в пользу экономической модернизации. Такая метаморфоза традиционных постулатов коммунистических идей выразилась в партийной диверсификации: рекрутировании технократов и предпринимателей с новыми возможностями, что, в свою очередь, повлияло на создание КПК институтов и организаций для связи ее с эволюционирующей параллельно политической системой, социальным и экономическим окружением. Смена критериев в партийном рекрутировании в новейшей истории КНР возносится к более концептуальному пониманию кооптации, поскольку данный феномен нашел свое отражение также и в правительстве на всех уровнях.

В данном случае речь идет о концепции кооптации и ее последствиях для КПК. Профессор Б. Диксон дает следующее определение названного феномена: «Кооптация новых членов - ключевой аспект политики включения, которая позволяет партиям ленинского типа адаптироваться к происходящим переменам, а также важный фактор, способствующий проведению изменений в структуре многих организаций».

Концепция кооптации имеет двойственную природу. С одной стороны, она способствует появлению членов с новыми способностями, опытом и доступом к ресурсам, таким как политическая поддержка, - все это дает возможность для развития эффективности организации и увеличивает ее жизнеспособность, заставляя ее качественно эволюционировать. С другой – кооптировние новых членов представляет собой угрозу консервативным организациям и Коммунистической партии Китая в том числе. Опасность для них может возникнуть в случае, даже если они получат необходимую поддержку, а новые члены со временем перестанут разделять их изначально поставленные цели.

Опираясь на теорию кооптации Диксона, мы произвели анализ перспектив последствий для КПК проведения такой кадровой политики. Ее угроза представляется в том, что в самой организации постепенно возникают вопросы о самосохранении и самовоспроизводстве, эти факторы, как показывает практика, существенно ограничивают способность организации к успешной адаптации.

В результате изучения опыта партий ленинского типа ясной представляется модель предложенной теории Диксона и перспектив ее для КПК: вследствие смены приоритетов руководства партии и отказа от классовой борьбы в пользу модернизации экономики, наблюдается переход от исключительной к включительной политике, то есть к политике кооптации. Организация постепенно начинает принимать в свои ряды тех, от кого она зависит, тех, кто обладает необходимыми ресурсами, или тех, кто представляет угрозу ее существованию.

В постмаоистский период КПК стала зависимой от предпринимателей (красных капиталистов), благодаря которым и произошел экономический рост. Бывших классовых врагов и контрреволюционеров теперь принимают в партию, поскольку они обладают необходимыми навыками и ресурсами и выступают своего рода инструментом реализации поставленных партией задач. Такая кадровая политика поспособствовала обновлению партии, но в корне противоречит существующим традициям данной организации и создает угрозу существующему политическому режиму в целом. Угроза исходит из диверсификации элиты вследствие появления новых групп в партии, контролирующих автономные источники экономической власти, то есть вследствие развития богатого и независимого коммерческого и промышленного среднего класса.

Проводимые экономические реформы создали альтернативные способы карьерного роста и обогащения (посредством образования и предпринимательства), поэтому зависимость общества от государства уменьшается и одновременно с этим уменьшается власть государства и его правящей партии.


Другие статьи:

Приложения
Приложение № 1 Схема форм правления. Приложение № 2 Схема формы правления в Великобритании. ...

Автократия
Автократический режим занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых г ...

Борьба за социальные права
Либеральное решение проблемы прав человека хотя и оградило граждан от государственного произвола, однако не защитило их от эксплуатации и деспотизма собственников, не привело к социальному освобождению всех членов общества. Политический ...