Политология » Авторитарный политический режим » Понятие и типология политических режимов

Понятие и типология политических режимов
Страница 1

Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность.

Общество как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения поощрения, страха и т.д. Совокупность средств и метолов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, называется политически режимом.

Политическая власть многообразна по формам и средствам проявления. Для отражения различных аспектов ее функциони­рования используются такие понятия, как «форма правления», «политический режим», «политическая система».

Для того чтобы эффективно воздействовать на общество, поведение людей, классов, власть должна быть организована, иметь средства влияния, принуждения. Организация верховной государственной власти, ее органов, их взаимоотношения с населением обозначаются понятием «форма правления». Обычно выделяют монархическую и республиканскую формы правления. Однако не всегда характер политической власти в обществе соответствует форме правления. Например, Шве­ция, Норвегия, Бельгия более демократичны, чем многие рес­публики, хотя по форме правления являются конституционными монархиями. В то же время Германия 30-х годов по форме правления была республикой, однако характер власти был дикта­торский. В связи с этим появилась потребность в определении тех средств и методов, с помощью которых государственная власть регулирует и упорядочивает отношения между людьми. Этот аспект функционирования власти отражает понятие «политический режим».

В европейской политической науке это понятие является ба­зисным, в то время как в американской предпочтение по фунда­ментальности отдается категории «политическая система». Не­смотря на длительное использование понятия «политический режим», за ним не сохранилось достаточно четкого содержания.

Сторонники системного подхода расширительно трактуют данное понятие, отождествляя его с категорией «политическая система». Это порождает известные теоретические трудности, поскольку возникает опасность терминологического дублирова­ния двумя понятиями одного ряда политических явлений. Термины «политическая система» и «политический режим» характеризуют политическую жизнь с разных сторон: если политическая система отражает характер взаимосвязи по­литики с экономикой, социальной, культурной и другими сфе­рами жизни общества, то политический режим определяет средства и методы реализации власти. Следовательно, полити­ческий режим представляет собой функциональный «срез» по­литической системы, он складывается в результате политиче­ской деятельности и политического курса, которые выбирают держатели верховной власти.

Некоторые исследователи ограничивают содержание полити­ческого режима формой правления. Согласно данной точке зрения, классификация политических режимов основывается на различии законодательной и исполнительной функций государ­ства и выяснении их соотношения. По такому принципу выде­лялись режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим со­трудничества (парламентская республика). Акцентируя внима­ние на деятельности правительственных структур, подобное толкование игнорирует влияние других политических институ­тов: партийной системы, групп давления и т. д. В связи с этим форму правления было бы точнее представить как один из компонентов политического режима.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Теория конституентов
Уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной концепции явилась теория, объясняющая феномен лидерства через последователей и конституентов. «Именно последователь, — утверждает Ф. Стэнфорд, — воспринимает лидера, воспринима ...

Современные тенденции развития внешнего мирового сообщества
Общая направленность, содержание и основные задачи внешнеполитической деятельности Украины, приоритеты в развитии ее двусторонних и многосторонних отношений определяются рядом факторов, разных по природе и степени влияния.[1] Они составл ...

Мораль и политика: общее и специфическое. Функциональная общность политики и морали
Мораль и политика как специализирующиеся на регуляции поведения людей секторы общества имеют и общие черты, и отличия. Обе этих сферы вырастают из единого источника — противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека — с одной ...