Политология » Авторитарный политический режим » Понятие и типология политических режимов

Понятие и типология политических режимов
Страница 1

Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность.

Общество как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения поощрения, страха и т.д. Совокупность средств и метолов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, называется политически режимом.

Политическая власть многообразна по формам и средствам проявления. Для отражения различных аспектов ее функциони­рования используются такие понятия, как «форма правления», «политический режим», «политическая система».

Для того чтобы эффективно воздействовать на общество, поведение людей, классов, власть должна быть организована, иметь средства влияния, принуждения. Организация верховной государственной власти, ее органов, их взаимоотношения с населением обозначаются понятием «форма правления». Обычно выделяют монархическую и республиканскую формы правления. Однако не всегда характер политической власти в обществе соответствует форме правления. Например, Шве­ция, Норвегия, Бельгия более демократичны, чем многие рес­публики, хотя по форме правления являются конституционными монархиями. В то же время Германия 30-х годов по форме правления была республикой, однако характер власти был дикта­торский. В связи с этим появилась потребность в определении тех средств и методов, с помощью которых государственная власть регулирует и упорядочивает отношения между людьми. Этот аспект функционирования власти отражает понятие «политический режим».

В европейской политической науке это понятие является ба­зисным, в то время как в американской предпочтение по фунда­ментальности отдается категории «политическая система». Не­смотря на длительное использование понятия «политический режим», за ним не сохранилось достаточно четкого содержания.

Сторонники системного подхода расширительно трактуют данное понятие, отождествляя его с категорией «политическая система». Это порождает известные теоретические трудности, поскольку возникает опасность терминологического дублирова­ния двумя понятиями одного ряда политических явлений. Термины «политическая система» и «политический режим» характеризуют политическую жизнь с разных сторон: если политическая система отражает характер взаимосвязи по­литики с экономикой, социальной, культурной и другими сфе­рами жизни общества, то политический режим определяет средства и методы реализации власти. Следовательно, полити­ческий режим представляет собой функциональный «срез» по­литической системы, он складывается в результате политиче­ской деятельности и политического курса, которые выбирают держатели верховной власти.

Некоторые исследователи ограничивают содержание полити­ческого режима формой правления. Согласно данной точке зрения, классификация политических режимов основывается на различии законодательной и исполнительной функций государ­ства и выяснении их соотношения. По такому принципу выде­лялись режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим со­трудничества (парламентская республика). Акцентируя внима­ние на деятельности правительственных структур, подобное толкование игнорирует влияние других политических институ­тов: партийной системы, групп давления и т. д. В связи с этим форму правления было бы точнее представить как один из компонентов политического режима.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Обязанности и ответственность граждан, гарантии их прав
Права человека становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями людей. В конституциях западных государств обязанности граждан почти не упоминались вплоть до второй мировой войны, хотя в целом они в той ...

Основные рекомендации и предложения по формированию активного имиджа главы муниципального образования. Взаимодействие населения с местным органом власти как технология формирования имиджа
Активный имидж власти предполагает активное взаимодействие населения с властью. Власть должна быть максимально приближена к населению, чтобы эффективно решать вопросы местного значения. О низкой активности населения участия в управлении г ...

Единая государственная власть и её ветви.
В понятие власти нередко включают прежде всего способность и воз­можность оказывать определяющее воздействие на деятель­ность, поведение людей с помощью таких средств, как автори­тет, волевое влияние, правовые веления, принуждение и т. п. ...