Политология » Авторитарный политический режим » Понятие и типология политических режимов

Понятие и типология политических режимов
Страница 3

В западной политической науке выделяют следующие призна­ки тоталитаризма: а) единственная массовая партия; б) моно­польно существующая признанная всеми идеология; в) моно­полия на средства массовой информации; г) монополия на средства вооруженной борьбы; д) террористический контроль со стороны политической полиции; е) централизованная систе­ма контроля и управления экономикой. Особенно следует от­метить такой признак, как абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию. Прин­цип вождизма или фюрерства отражает низкий уровень разви­тия демократического сознания, возникает как выражение по­требности в символе единства нации в условиях социальной нестабильности. Фюрер в фашистской Германии стоял во главе государства, выражал его волю; сила государства исходила от фюрера. Он имел неограниченную власть над подчиненными. Авторитет вождя не был основан на осознанном доверии, а имел скорее мистический, личностный характер.

Авторитаризм (подробно рассмотрен в п. 2 работы)

Демократия представляет собой самый сложный тип поли­тического режима. По мнению русского юриста П.И. Новгородцева, «демократия всегда есть распутье . система откры­тых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог . Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий».

«Демократия» (demos - «народ» и kratos - власть, властвова­ние) в переводе с греческого означает «власть народа». Однако, начиная с первого упоминания о ней в переводе аристотелев­ской «Политики» в 1260 году и до настоящего времени не смолкают споры о ее содержании. Различные авторы акценти­руют внимание на отдельных составляющих демократии, на­пример, на власти большинства, ее ограничении и контроле над ней, основных правах граждан, правовой и социальной государ­ственности, разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, ра­венстве, соучастии и т.д. Это обусловило тот факт, что сегодня существует несколько интерпретаций смысла демократии. В одних случаях ее трактуют расширительно, как общественную систему, основанную на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида. В других случаях она истолковывается бо­лее узко - как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть. Этим она отличается и от монархии, где власть принадлежит одному лицу, и от ари­стократии, где управление осуществляется группой лиц. Данная интерпретация демократии идет от античной традиции начиная с Геродота (V век до н. э.). И, наконец, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равнопра­вия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности, образуют движение за их реализацию. В этом значе­нии термин «демократия» трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.

Эволюция значения термина «демократия» обусловлена раз­витием человеческого общества. Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия считалась «худшей формой» правления. В то время полагали, что низкий уровень культуры граждан греческих поли­сов-государств позволяет правителям манипулировать «народо­властием». Вследствие этого режимы демократии существовали недолго и переходили в охлократию (власть толпы), а те, в свою очередь, порождали тиранию. Исходя из этого, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией, отрица­тельно относясь к демократии. Его оценка демократии повлияла на дальнейшую ее судьбу: демократия стала восприниматься не­гативно и была вытеснена из политического обихода.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Кадеты
Конституционно-демократическая партия народной свободы была создана в октябре 1905 года. Численность ее членов достигала 70 тысяч человек. Социальную базу партии составляла интеллигенция, предприниматели, мелкая буржуазия города и деревни ...

Государственно-политический режим современной России
Сегодня совершенно очевидно, что в целом современная Россия может и должна быть отнесена к числу стран с демократическим режимом, несмотря на все имеющиеся здесь трудности, противоречия, непоследовательности и сравнительно частые отступле ...

Политико-правовая мысль Древнего Востока
Источниками политической мысли Древнего Востока являются: мифология восточных народов, Пятикнижие Моисея (Старый Завет Библии), древневавилонский политико-правовой памятник ХVIII в. до н.э. «Законы Хаммурапи», труды персиянина Заратустры ...