Ислам и политика » Чеченские игры Кремля

Чеченские игры Кремля
Страница 3

Однако и сами чеченцы использовали религию в политических целях. Начиная с 1997 г. в Чечне сформировались три центра власти: президент А. Масхадов, парламент и полевые командиры (в 1999 г.А. Масхадов распустил парламент, который не оставлял попыток подчинить себе президента). Полевые командиры выступали с обвинениями в адрес А. Масхадова, обе стороны апеллировали к верховному шариатскому суду. В борьбу за власть вовлекались и шариатские суды, заявившие о верховенстве изданных ими законов над распоряжениями президента и парламента. Они пытались подмять под себя государственные органы и президента. После показа видеосъемки публичного расстрела женщины и мужчины, обвиненных в бытовом убийстве (1998 г), А. Масхадову удалось заменить радикального председателя верховного шариатского суда на более умеренного человека. Поскольку все было организовано согласно традициям, замена произошла безболезненно. В ответ на это полевые командиры создали Шуру (Верховный совет) и заявили о намерении избрать свой шариатский суд.

В условиях хаоса, коллапса экономики, правового вакуума, царящего в Чечне, ислам стал силой, к которой апеллируют борющиеся за власть группировки. Доходило до нелепости: Ш. Басаев обратился в шариатский суд с требованием национализировать заготовительную фирму (ее руководитель был близок к А. Масхадову), чтобы ослабить президента. Муфтий Чечни А. Кадыров в письме к Ш. Басаеву разъяснил нормы шариатского права, согласно которым частную собственность можно национализировать в исключительных случаях, указав, что в этих нормах указываются конкретные причины такого рода действий. Это не единственный пример, российские специалисты по исламу отмечали, что существовавший в Чечне в 1996-1999 гг. порядок не соответствовал канонам ислама и что чеченцы имели весьма приблизительное представление о шариате. То же в свое время утверждал муфтий Чечни А. Кадыров, который был противником введения шариатского права.

После череды событий, о политических причинах которых уже говорилось, в Чечне утвердились в качестве активной силы те, кого называют ваххабитами. По сути это хорошо оснащенные и отлично вооруженные банды, занимавшиеся похищениями людей. Этот вид "бизнеса" приносит им баснословные барыши, и имена А. Бараева, братьев Ахмадовых, которые подозреваются в убийстве четырех сотрудников британской компании и похищениях российских журналистов и иностранных граждан, знают все. Даже через полтора года после начала антитеррористической операции (к марту 2001 г) многие из них оставались на свободе и спокойно разъезжали по контролируемой федеральными силами территории республики.

Действия Москвы в Чечне в последние месяцы дают основания предполагать, что российские власти заинтересованы в установлении гражданской власти в этой республике. Однако теперь это сделать нелегко. Учитывая, что российская экономика не в состоянии выделить достаточно средств для скорейшего ее восстановления, а также уровень коррупции в стране, Чечня останется зияющей раной на многие годы. Можно только надеяться, что укрепление В. Путина во власти будет способствовать тому, чтобы Чечня не использовалась впредь в интересах политических группировок.

Не только Чечня, но и соседний с ней Дагестан представляют собой потенциальный очаг конфликта из-за высокого уровня коррумпированности и нерешенных межэтнических проблем, упирающихся в земельные вопросы.

Страницы: 1 2 3 


Другие статьи:

Политическая символика как средство коммуникации
Символы существуют как неотъемлемый атрибут политики. Главной особенностью символов представляется бесконечное количество их внутренних смыслов, реализованных в ограниченных внешних проявлениях знака. Это способствует тому, что символ пер ...

Основные направления развития политической науки
Натуралистическая парадигма начинает формироваться с ХV-XVI вв. Это определенный исторический рубеж, когда феодализм с его крепостным правом, закрытым и провинциальным характером перешел так называемый «порог необратимости» и утратил исто ...

Единая государственная власть и её ветви.
В понятие власти нередко включают прежде всего способность и воз­можность оказывать определяющее воздействие на деятель­ность, поведение людей с помощью таких средств, как автори­тет, волевое влияние, правовые веления, принуждение и т. п. ...