Политология » Основные формы политического поведения личности » Массовое поведение в политике

Массовое поведение в политике
Страница 1

В большинстве случаев люди участвуют в политике, будучи соединенными не только в однородные и организованные группы, но и в случайные, временные образования. Такие образования могут представлять собой толпу на улице, участников собрания или митинга, демонстрации, аудиторию той или иной передачи, зрителей политической программы и т.п. Многие из подобных форм политической активности оказывают непосредственное влияние граждан на органы политической власти.

Политическое значение прямых действий достаточно многообразно: они выступают и как механизм давления и поддержки, форма протеста и выражения политической позиции, сплочения или, наоборот, раскола социальной группы. Их эффективность напрямую связана с массовостью, запускающей специфические механизмы поведения людей: снижение личной ответственности и самоконтроля в острые моменты политической конфронтации, склонность к подражанию, следование за лидерами или вожаками.

Находясь в случайных, временных образованиях, люди приобретают специфические черты массы, к которым относятся:

* статичность — люди, собранные в массу, не представляют собой целостного образования, отличного от составляющих его элементов;

* разнородность состава, его межгрупповая природа — отсюда неупорядоченность отношений, границы массы размыты, а состав неустойчив;

* ситуативность — ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята;

* аморфность — отсутствие внутренней организации, структуры.

Эти свойства и прежде всего случайность образования, неоднородность состава предопределяют специфическую манеру политического поведения людей, соединенных в такие общности, — то, что очень часто выражается термином «массовидность», выражающимся в подавлении рациональности, резком преобладании чувства над разумом, ведущим к утрате личной ответственности. Чем выше уровень стихийности, тем больше роль в политическом поведении принадлежит подсознанию, эмоциям, инстинктам[11,с 318-324]

При оценке и прогнозировании характера возможного поведения массы необходимо принимать во внимание наличие двух ее основных типов.

К одному из них относится публика, формирующаяся на основе интеллектуального взаимодействия. Ее составляют, например, читатели прессы одного политического направления; слушатели теле- и радиопередач определенного плана; люди, увлеченные тем или иным занятием, видом досуга. Тип связи, складывающийся здесь, в достаточной степени случаен, но он постоянен, более или менее устойчив.

Другим типом является толпа, возникающая на основе физического взаимодействия поддерживающих между собой непосредственный контакт людей, когда они приходят на митинг; стоят в очереди длительное время; задерживаются в аэропортах и на вокзалах, на одном месте какими-либо внешними обстоятельствами. Такие же общности образуются на стадионе из числа болельщиков, из числа посетителей парков, зрелищных учреждений, при возникновении аварии, участников похоронных процессий, свадеб, демонстраций и массовых беспорядков [5,с.119-124]

Ярко выраженными чертами толпы являются: скученность на ограниченном пространстве, относительная длительность совместного пребывания в одном месте, отсутствие контроля над взаимодействием, что создает возможность стремительного заражения — взаимной передачи чувств между собравшимися индивидами. Массовое общение, обладая свойством психологического воздействия, влияет на поведение и деятельность участников толпы. Данное свойство общения сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия.

Но не следует заблуждаться, что толпа возникает всегда только случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или умышленно создается. В этих случаях используются несколько иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, блокирование общественного транспорта [6,с.88-90]

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Основные подходы к правам человека
Апелляция философов-просветителей к разуму как высшему судье в вопросе об определении прав человека послужила основанием для трех основных подходов в их трактовке, получивших широкое распространение в XX в. Первый из них, естественно-исто ...

Культ личности
Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории — культ личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека. Наиболее часто он встречается в тоталитарных и авторитар ...

Право в философии М. Штирнера
Под правом Штирнер понимал «дух общества». «Если общество имеет волю, – писал он, – то эта воля – право»[5]. Он полагал, что право порождается обществом: «все право и вся власть принадлежат совокупности народа . Совокупность всегда первен ...