Каждый из этих видов регулирования конфликта имеет свои особенности, главной из которых является то, что развести стороны, уже втянутые в силовое противостояние, значительно труднее, но в любом случае центральным звеном регулирования конфликта является переговорный процесс.
Однако в отличие от переговоров, ведущихся на предварительной стадии развития конфликта, переговоры на стадии активных конфликтных действий проходят всегда достаточно трудно, меняется сама атмосфера встреч. Здесь друг другу противостоят уже выкристаллизовавшиеся противоборствующие стороны, настроившие в свою пользу определенные социальные слои и группы, и которые неизбежно будут ориентироваться на ожидания этих групп, поэтому характер их требований будет более радикальный.
Урегулирование уже начавшегося конфликта только путем переговоров все-таки представляется возможным, если агрессивные действия не вылились в откровенные вооруженные столкновения. В противном случае процедуры его регулирования становятся более сложными. Стороны, втянутые в вооруженное противостояние, в меньшей степени склонны идти на компромиссы, и даже факт переговоров нередко рассматривается ими как уступка противнику. Поэтому в качестве предварительного условия в процессе урегулирования такого конфликта рассматривается необходимость достижения перемирия, в ходе которого стороны как бы получают возможность более рационально оценить ситуацию, взвесить цену своих притязаний. Перемирие в вооруженных конфликтах обычно бывает чрезвычайно хрупким, так как любое действие может быть воспринято противоположной стороной как нарушение перемирия, как угроза, и может вызвать новый виток кровопролития.
Важным фактором, влияющим на способность конфликтующих сторон удержаться от применения силы во время перемирия, является их сплоченность и организованность. Этот же фактор может оказать значительное воздействие и на последующие шаги в деле урегулирования политического конфликта.
В том случае, если хотя бы в одной из конфликтующих сторон наблюдается раскол, каждая группировка может руководствоваться своим пониманием ситуации, а, следовательно, в любой момент способна нарушить и установленное перемирие, и переговорный процесс.
В случае затянувшегося конфликта стороны нередко вынуждены бывают прибегать к помощи посредника, третьей нейтральной стороны. В международных конфликтах практика обращения к посредникам распространена очень широко. В роли посредников могут выступать как отдельные государства, так и международные организации и даже частные лица. Во внутриполитических конфликтах привлечение посредников распространено меньше, что связано, прежде всего, с позицией центрального государственного руководства, стремящегося к полному контролю за политической ситуацией. Однако в случае затяжных региональных конфликтов обращение к посредникам становится неизбежным. Впрочем, привлечение третьей стороны не является гарантией разрешения конфликта. И дело не только в статусе посредника, его компетентности, желании и способности помочь конфликтующим сторонам достичь соглашения. Конфликтная ситуация очень подвижна, насыщена событиями, в которые вовлекаются множество различных групп, и достижение прогресса в обсуждении проблемы главными участниками конфликта может быть сведено на нет непредвиденными действиями или нарушениями обещаний представителями одной из сторон.
Достижение перемирия в вооруженном конфликте, обращение к посредникам являются не самоцелью, а предварительными условиями для налаживания переговорного процесса между конфликтующими сторонами. Таким образом, переговоры являются главным способом разрешения политического конфликта как на этапе его вызревания, так и в условиях откровенного противостояния сторон в мирной или насильственной форме. Только в ходе переговоров возможно достижение договоренности о правилах взаимодействия сторон, о нормах их взаимоотношений. Силовое навязывание нормативного порядка в ходе разворачивающегося конфликта неизбежно приведет либо к превращению его в затяжной, либо к обретению им скрытой, латентной формы.
Итак, главным итогом регулирования конфликтов является совместная выработка норм и правил взаимодействия, которым почти всегда придается правовая форма. В итоге взаимодействие двух сторон переводится в русло конкурентных и кооперативных процессов, что не исключает проявления в их отношениях разногласий и противоречий, но характер их выражения, способ достижения целей обусловливаются уже нормативными рамками. Отношения между участниками конфликта институализируются на новом уровне, обретают упорядоченную и более предсказуемую форму.
Другие статьи:
Особенности имиджа Риккардо Мартинелли
Риккардо Мартинелли – мужчина солидного возраста, приятной внешности, невысокого роста, с сединой. В целом его черты лица можно охарактеризовать как волевые. Выглядит респектабельно, излучает уверенность в себе, полон сил. На деловых меро ...
Социальные, культурные и экологические права
Гражданские, политические и экономические права нередко называют правами либеральными или же правами первого поколения. Все они носят характер преимущественно негативного права, ограждающего свободу личности от посягательств власти и друг ...
Назначение и функции политической культуры
Воплощая ценностно-смысловую детерминацию политической активности человека, политическая культура характеризует его способность понимать специфику своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей в соответствии с правила ...