Политология » История русской политической мысли. Типология политических режимов, идеологий, систем » Русская политическая мысль

Русская политическая мысль
Страница 3

Представитель социалогизированного либерализма.

Его взгляды:

- государство должно обеспечить каждому гражданину минимум социальных прав (

он даже пытался определить границы этого минимума для достойного существования).

-Высказал идею не только правового, но и социального государства (

говорил о необходимости творческого переосмысления западного государства, а не копировать его).

-уделял внимание развитию промежуточных организаций между человеком и государством (

профсоюзы).

Либерализм в России проделал длительный путь. Но влиятельной политической силой, либерализм так и не стал. Либерализм остался на обочине, а основная борьба шла между двумя направлениями: консервативным и революционно-радикальным.

Русский консерватизм в 19 веке, делят на:

1) частный консерватизм (артодаксальный) обращён к истории, лишён реформаторских идей (учение Николая Карамзин, автор известной « Истории государства Российского»).

У Н. Карамзина:

-политический идеал (самодержавная, абсолютная монархия).

-противник освобождения крестьян.

-российских граждан необходимо наделить не политическими, а гражданскими свободами.

-активный сторонник свободного обмена идеями с западом (культурными достижениями, духовными ценностями).

C

ергей Уваров (граф).

Так же был сторонник чистого консерватизма. Автор фразы «Формула самодержавия, православие, народность». Это всё основание русской жизни.

Народность –

сакральная связь монарха и его подчиненных).

Во второй половине 19 века, традиции ортодоксального консерватизма продолжил К. П Победоносцев.

(Глубоко религиозный человек, считавший, что западный путь для России не приемлем).

Он выделяет 2 основных этапа народоправства:

1) Первичное

(вече в Пскове, Новгороде) , подчеркивает высокую духовность участников вече, бросался жребий при выборе на должность, т. е. Божий промысел.

2) Вторичное

(парламентская демократия) , в отличие от 1-ого он относится негативно, т. е. выборы это лживый процесс и ему может противостоять лишь монархия.

Только абсолютная монархия обеспечит целостность страны. И обеспечит Россию от распада.

2) Реформаторский консерватизм (славянофильское направление).

В 40-е годы – А. С. Хомяков, братья Аксановы и др. Хомяков отмечает, что для Европы характерны начала духовные:

-римское

(идея подчинения, повиновение, веры).

-протестанское

(идея свободы).

-православное

(идея любви).

Именно Россия должна хранить монархию и высокую духовность.

Программа славянофилов:

-освобождение крестьян с земельным наделом, но при этом сохранение общины.

-сохранение монархии (царю силу власти, народу силу мнения).

-восстановление земских соборов (совещательных).

Эти идеи были продолжены во второй половине 19 века Н. Я. Данилевским.

Его учение «Культурно-исторические типы»

Его идеи:

-культура одного исторического типа может проникать в культуру другого, только отдельными элементами

(т. к. Россия не может идти по пути Запада).

Достоевский, Толстой, В. Соловьёв входили в федерацию всеславянскую.

Владимир Соловьев.

Религиозная философия

: (вера, надежда, любовь).

Вера выражена в священстве (католицизм).

Надежда (царство =>

власть сына, связанная с Византией, а затем с Москвой (православие).

Любовь (воплощена в пророчестве (иудаизм) ).

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи: