Политология » История русской политической мысли. Типология политических режимов, идеологий, систем » Русская политическая мысль

Русская политическая мысль
Страница 3

Представитель социалогизированного либерализма.

Его взгляды:

- государство должно обеспечить каждому гражданину минимум социальных прав (

он даже пытался определить границы этого минимума для достойного существования).

-Высказал идею не только правового, но и социального государства (

говорил о необходимости творческого переосмысления западного государства, а не копировать его).

-уделял внимание развитию промежуточных организаций между человеком и государством (

профсоюзы).

Либерализм в России проделал длительный путь. Но влиятельной политической силой, либерализм так и не стал. Либерализм остался на обочине, а основная борьба шла между двумя направлениями: консервативным и революционно-радикальным.

Русский консерватизм в 19 веке, делят на:

1) частный консерватизм (артодаксальный) обращён к истории, лишён реформаторских идей (учение Николая Карамзин, автор известной « Истории государства Российского»).

У Н. Карамзина:

-политический идеал (самодержавная, абсолютная монархия).

-противник освобождения крестьян.

-российских граждан необходимо наделить не политическими, а гражданскими свободами.

-активный сторонник свободного обмена идеями с западом (культурными достижениями, духовными ценностями).

C

ергей Уваров (граф).

Так же был сторонник чистого консерватизма. Автор фразы «Формула самодержавия, православие, народность». Это всё основание русской жизни.

Народность –

сакральная связь монарха и его подчиненных).

Во второй половине 19 века, традиции ортодоксального консерватизма продолжил К. П Победоносцев.

(Глубоко религиозный человек, считавший, что западный путь для России не приемлем).

Он выделяет 2 основных этапа народоправства:

1) Первичное

(вече в Пскове, Новгороде) , подчеркивает высокую духовность участников вече, бросался жребий при выборе на должность, т. е. Божий промысел.

2) Вторичное

(парламентская демократия) , в отличие от 1-ого он относится негативно, т. е. выборы это лживый процесс и ему может противостоять лишь монархия.

Только абсолютная монархия обеспечит целостность страны. И обеспечит Россию от распада.

2) Реформаторский консерватизм (славянофильское направление).

В 40-е годы – А. С. Хомяков, братья Аксановы и др. Хомяков отмечает, что для Европы характерны начала духовные:

-римское

(идея подчинения, повиновение, веры).

-протестанское

(идея свободы).

-православное

(идея любви).

Именно Россия должна хранить монархию и высокую духовность.

Программа славянофилов:

-освобождение крестьян с земельным наделом, но при этом сохранение общины.

-сохранение монархии (царю силу власти, народу силу мнения).

-восстановление земских соборов (совещательных).

Эти идеи были продолжены во второй половине 19 века Н. Я. Данилевским.

Его учение «Культурно-исторические типы»

Его идеи:

-культура одного исторического типа может проникать в культуру другого, только отдельными элементами

(т. к. Россия не может идти по пути Запада).

Достоевский, Толстой, В. Соловьёв входили в федерацию всеславянскую.

Владимир Соловьев.

Религиозная философия

: (вера, надежда, любовь).

Вера выражена в священстве (католицизм).

Надежда (царство =>

власть сына, связанная с Византией, а затем с Москвой (православие).

Любовь (воплощена в пророчестве (иудаизм) ).

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Социальная напряженность как показатель нестабильности политической системы
Этот феномен характеризуется: — тем, что в самых широких кругах населения утверждаются настроения недовольства положением дел в важных для этого населения сферах политической жизни; тем, что под влиянием таких настроений утрачивается до ...

Структура, способы легитимации и функции политической элиты
Пол. элита – относит-но немногочисленный слой людей, занимающих руководящие посты в органах гос. власти, пол. партиях, обществ. организациях, и влияющих на разработку и реализацию гос. курса страны. Политическая элита — это составляющая ...

Система урегулирования этнополитических конфликтов
Сегодня проблема урегулирования этнополитических конфликтов является важнейшей политической проблемой. Нет необходимости доказывать, что последствия этих конфликтов оказывают крайне негативное влияние не только на государственное развитие ...