Политология » История русской политической мысли. Типология политических режимов, идеологий, систем » Развитие политической мысли в России

Развитие политической мысли в России
Страница 2

4) Закон не каждый изданный должен исполняться, а лишь морально нравственный.

5) Право на свободу въезда за границу.

В советское время его идеи осуждали, а в 90-ые годы очень почитают. Позиция царя – ни как не реагирует, т. е. оставляет как есть, карает тех кого хочет. Царь рассматривал церковь как вспомогательное орудие своей власти. Церковь не участвует во власти. Царь карал не только за действия, но и за мысли.

Политическая концепция Ивана Пересветова.

Иван Пересветов – представитель русского дворянства. Лишь с 1539 г. поступил на службу русскому царю. Его сочинение «Сказание о магмет – салтане и царе Константине».

Магамед– турок, Константин – византиец. Автор критикует Византийское государство. Главная ошибка, т. е. причина падения – это предательство знати. А государство Магомеда – идеал государства (сословно – представительная монархия)

1) Ограничение власти.

2) Осуждение наместничества, бесконтрольного произвола воевод.

3) Необходимость военной, финансовой и судебной реформ. Сбором налогов должна заниматься фискальная служба за злоупотребление – казнь. Судебная власть должна быть отделена от административной. Создание постоянного войска.

Политические идеи простого народа (Ереси).

т. е. форма протеста низших слоёв.

1) Ересь стригольников (конец XIV в. смысл в отрицании церковной иерархии, церковь должна быть самоуправляющей.

2) Ересь жидовствующих (конец XV в. ). Основывается на ветхом завете. Ликвидация монашества и прав церкви, т. е. похожие идеи.

3) Учение монаха «Феодосия Косого

». В котором говорится о том, что современное устройство государства не дано богом, а вопреки Богу.

Отрицание божественности Христа, отрицание креста. Поклонение только Богу признаётся и церковь не нужна т. к. это дело каждого. Его идеал государства – (Трудовая община самоуправляемая). У него есть теория о законе. Есть закон божественный, естественный и гражданский – они совпадают для идеального государства).

Вопрос 3.

В XVIII в. – абсолютизм утверждается. Появляются, новые политические мысли.

Киевский священник Феофан Прокопович.

Один из авторов синодальной реформы.

Его идеи:

-Обоснование абсолютной монархии, как наилучшей формы государства (монархия – есть результат общественного договора, монархи – боги).

-Соединение церковной и светской власти. Преимущество коллегиальной формы церкви (то есть Синод).

-Идея зависимости формы государства от его географического положения и территории.

Для больших государств – монархия.

-Сравнивает избирательную с наследственной монархией. Считает лучше наследственную (один недостаток – если наследник не достоин, тогда царь назначает следующего).

Василий Никитич Татищев. (1680-1750).

Его основные идеи:

1) Сторонник теории естественного права, т. е. при рождении у человека есть права.

2) Говорит о том, что свобода человека ограничивается 3 факторами:

-природным (власть родителей) – монарх.

-договорные отношения (найма) – демократическая республика.

-принудительные отношения (рабства) – форма государства тирания.

3) Географический детерминизм:

-Демократия – в малых государствах.

-Аристократия – в островных государствах, очень преосвященных.

-Монархия – большим и плохо защищённым, материковым.

4) При монархе должны работать совещательные органы.

5) Он противник крепостного права, но он считает, что пока рано освобождать крестьян из собственности.

6) Сторонник просвещенных гуманных законов (должны быть понятны, выполнимы, непротиворечивы, согласованы, т. е. соответствовать моральным нормам и истории страны).

Страницы: 1 2 


Другие статьи: