Политология » История русской политической мысли. Типология политических режимов, идеологий, систем » Развитие политической мысли в России

Развитие политической мысли в России
Страница 1

1) Политическая мысль эпохи Киев Руси удельного периода (9-13 век).

2) Политические идеи в период становления

XIV

-

XVI

.

3) Политические теории становления абсолютизма.

4)

XIX

века. Политические концепции.

Вопрос 1. Илларион.

Первым памятником – произведение «Слово о законе и благодати» - Илларион, середина 11 в. Памятник политической мысли.

Произведение состоит из 3 частей:

1) Анализ закона и благодать

(христианские заповеди). Закон должен соответствовать благодати. Человек свободен, когда поймёт, что такое добро и зло, мораль и т. д.

2) Посвещена русскому государству

(власть божественна, престол наследуется, властитель действует во блага подданным, суд по законам, Илларион: «Мало казни, много милуй»).

3) Посвящена задачам Русского государства

(его целостности, сохранение мира. Владыка должен быть праведным).

Монастыри

– духовные центры. Идея суверенности Русского государства от Византии. Норманнская теория возникла в противовес того, что Византия не имеет отношения к Руси. Создаются первые жития «Бориса и Глеба» - с той же целью.

«Поучение Владимира Мономаха»

- он приостановил распад Киевского государства. Мономах говорит о критериях праведности, т. е. править на основе законов и правды. Призывы не мстить и не казнить (против смертной казни). Идеал власти – милостивая.

Произведение «Моление Даниила Заточника» (1229 г. ).

Неизвестно, кто автор. Моления рисуют другой идеал власти – грозная власть с сильной армией и жестоко подавляет сепаратизм.

Основные идеи периода:

1) Обосновании права на самостоятельность русского государства.

2) Большое внимание уделяется взаимоотношениям светской и религиозной власти.

3) Поскольку актуально сохранение целостности => необходима монархия, а князья – советники.

4) Проблема соотношения морали и права (они должны совпадать).

Вопрос 2.

Центральные проблемы периода:

1) Происхождение русского государства.

2) Тема закона и правды.

3) Объем полномочий права, каким должен быть.

Политические теории:

1) Теория «Москва – Третий Рим»» (Филофей) конец

XV

– начало

XVI

века.

Вся мировая история – это история расцвета и упадка мировых империй. Первая империя Рим – пала. 2-ой Рим – Византия – пала из-за признания власти папы Римского. Третий Рим – это Москва (как центр Православия, истинная власть). Москва будет вечно стоять, а четвёртому Риму не бывать. Царь – наместник бога. В царе соединяется светская и духовная власть. Церковь лишь одно из ведомств государства и потому царь должен заниматься церковными делами. Власть должна быть основана на законе. А все жить на основе закона и морали.

XV в. – борьба противоположных точек зрения. Нестяжателей

(русские протестанты, последователи Нила Сорского). Церковь накопила 1/3 пахотных земель и светская власть хотела конфисковать земли церкви, это поддерживалось дворянством и крестьянством. Потому появилась теория что церковь должна быть бедной, церковь должна жить общиной, в замен земель церковь получала автономию. Противники нестяжателей были иосифляне

(стяжатели), последователи Иосифа Волоцкого. Они отвергали секуляризацию церковных земель, т. е. церковь должна быть могущественной. Иосиф говорил, что светская власть подчинена духовной власти, хоть власть и царь – божественен, но всё же человек, так что с ним надо бороться. Затем Иосиф поменял точку зрения в связи с тем, что царь пошёл на уступки и теперь говорит, что духовная власть должна подчиниться светской власти.

Переписка Ивана Грозного с Курбским.

Курбский был участник избранной Рады. Бежал в Литву от расправы и от туда вел переписку с царём. Его работа «История великого князя Московского».

1) Он не отрицал божественного происхождения царя для обеспечения народного блага.

2) Требовал ограничения власти царя, осуждает введение опричнины => царская власть привела к беззаконию и всему плохому.

3) Осуждает внесудебные расправы. Смертная казнь, может применяться лишь к нераскаявшимся.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Между утопией и реальностью
Привлекая внимание общественности западных стран к различным проблемам, с которыми сталкивается капиталистическое общество, а танин: общечеловеческим, глобальным проблемам, идеологи массовых демократических движений далеко не всегда имеют ...

Структура и функции идеологии
В рамках любой идеологии, любого идеологического учения выделяются следующие структурные компоненты или уровни: 1) Теоретико-концептуальный, который образуют основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного общественного ...

Понятие, механизмы и типы социального представительства
Древняя идея, идея римской демократии. Представительство связано с демократич режимом. Полит (соц) представит-во – такой характер полит отношений субъектов полит процесса, кот позволяет одному использовать право, делегированное им другим ...